Мнение экспертов

«Капитализму приходит конец»: Джереми Рифкин о новой экономике, которая позволит человечеству выжить
12.01.2016
Третья промышленная революция будет осуществляться по принципиально иной модели, нежели первая и вторая. Перемены будут не спускаться сверху правительством, а распространяться на горизонтальном уровне, будучи понятными и прозрачными для всех. Дальше...»




Высокие технологии в Белоруссии
12.02.2014
Валерий Вильямович Цепкало

Любая разработка в области информационных технологий претендует на то, чтобы видеть своим рынком весь мир. При создании собственного продукта необходим бюджет не только на его разработку (плата программистам, аренда офиса, приобретение компьютеров и прочие расходы), но и, прежде всего, для продвижения продукта на зарубежные рынки.  Дальше...»

Геополитические реалии и проблемы нового тандема Россия – Азербайджан - Иран


Адгезал Нуру оглы Мамедов
10.09.2016

Современная мировая политика характеризуется значительными и глубинными изменениями. В этом контексте в постсоветских странах тоже постепенно формируется общие подходы по ключевым вопросам региональной и глобальной политической жизни. Когда Френсис Фукуяма, американский политолог, написал в 1991 году книгу «Конец истории»[1], многим казалось, что конкуренция закончилась, альтернативы либерально-демократическому пути развития в американском понимании нет, и следовательно, геополитическая борьба и связанные с нею противоречия будут постепенно уходить в прошлое. Однако история продолжается, и одной из удачных политической идей современного мира, стала геополитическая конструкция, основная на идее общности экономических интересов и культурно-исторических ориентиров стран евразийского континента.

Если рассматривать  взаимоотношения Ирана с Азербайджаном в историческом контексте, то становится очевидно, что нас связывают многовековые традиции, многовековые взаимоотношения. У нас очень много общего: традиции, мораль, этнопсихологическое мировоззрение.

Говоря о будущих  отношениях Ирана и Азербайджана, я с уверенности могу говорить, что  они день за днем будут  углубляться, поскольку в этом равно заинтересованы наши народы.  Дружба между нашими странами – это еще и общественный, социальный заказ наших народов.

При этом нельзя не учитывать, что на современном этапе перед Азербайджаном стоит ряд геополитических проблем. Общеизвестно, что за влияние в Евразийском регионе борются несколько стран и внешнеполитических субъектов, среди которых – Россия, США, Турция и Европейский Союз.

Сегодня Кавказ рассматривается американскими стратегами как важнейшее звено в реализации внешнеполитической стратегии США, в том числе применительно к Центральной Азии, Ближнему и Среднему Востоку. Цель этой стратегии заключается в том, чтобы под эгидой «интеграционных процессов» в рамках «Большой Центральной Азии» обеспечить интересы американских нефтегазовых компаний на энергетическом пространстве Каспия путем развития отношений в первую очередь с Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном.

В рамках реализации своих планов американцам удалось максимально продвинуть свое сотрудничество с Азербайджаном и Казахстаном. С лета 2006 г. азербайджанская, а с 2008 г. - казахстанская нефть поступают на продажу на мировые рынки по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. С 2007 г. азербайджанский газ поставляется по газопроводу Баку-Тбилиси-Карс. Достигнута договоренность экспортировать транспортируемый по БТК газ через турецкий трубопровод «Самсун – Джейхан». Турция тоже имеет значительные интересы в Азербайджане. Она обладает 19-процентной долей в месторождении Шах-Дениз, что означает миллиарды долларов инвестиций. Таким образом, если Анкара отдаст предпочтение предлагаемому Москвой «Турецкому потоку», то она рискует потерять крупные средства. И не приходится удивляться тому, что параллельно «Турецкому потоку» Анкара заложила новую газоэкспортную линию по проекту TANAP [2]. Проект TANAP предполагает строительство к 2019 году системы газопроводов от азербайджанского месторождения Шах-Дениз через Грузию, Турцию, Грецию, Албанию на юг Италии. По ним планируется поставлять 6 миллиардов кубометров газа в Турцию и 10 миллиардов кубометров в Европу. В дальнейшем мощность газопровода может быть увеличена до 31 миллиарда кубометров.

Со своей стороны, Россия и Иран  не заинтересована в проникновении США, ЕС и НАТО в зону Каспийского моря, поскольку мотивацией продвижение третьих сил на берега этого крупнейшего водоема Евразии является охрана стратегических объектов – таких, как нефтегазодобывающие платформы и трубопроводные системы. Согласно договоренности каспийской пятерки от 30 сентября 2014 г. (г. Астрахань), стороны не могут пригласить на территории своих государств военных из других регионов. Также президенты договорились, что военная деятельность в регионе должна осуществляться на принципах "разумной достаточности" и обеспечения равных условий безопасности для всех прикаспийских государств [3].

Но соглашения  Ирана и "страны шестёрки"(4) (США, Объединённое Королевство, Франция, Германия, Россия и Китай) об отмене санкций против Тегерана  взамен на приостановление ядерной программы, сильно меняет облик региона.  Согласно договору, США и Европейский Союз обязались отменить санкции, введённые в ответ на деятельность Ирана в рамках ядерной программы.

Это  действительно меняет политическую обстановку в мире на 180 градусов — Иран, который находился в состоянии экономической блокады около 30 лет, может уже превратиться в одну из гегемонствующих стран Евразии.

Таким образом, можно говорить о создании нового геополитического фона. Есть вероятности, что в будущем  иранская экономика начнёт привлекать иностранный капитал, и, таким образом, Иран примкнётся к экономике западных стран. Отметим, что соглашение между странами "шестёрки" и Ираном в Баку расценивается неоднозначно. Вывод иранской нефти на мировой рынок приведёт к стремительному спаду цен на нефть, экономическому ослаблению стран, доходы которых зависят от нефти.

Конечно же, все эксперты понимают, что одной из целей США и стран Запада при проведении этой политики является понижение цен на нефть и нефтепродукты, поставляемые в Европу. Именно эти продукты играют важную роль при формировании бюджета России и Азербайджана. В первую очередь, обесценивание нефти на мировом рынке серьёзно ударит по  экономике региона. В последнее время, запад начал реализацию этой политики и в других сферах.

Запад, которому не по зубам Саудовская Аравия, хочет договориться с Ираном.

Иран является одной из ведущих стран по экспорту нефти. Но политика эмбарго, осуществлявшаяся против Ирана, не позволяла в полной мере экспортировать нефть.

В особенности, противоречия между Саудовской Аравией и США по вопросу экспорта нефти, заставили последних сблизиться с Ираном и найти общий язык. Большая ответственность лежит на Саудовской Аравии, которая под диктовкой США увеличивает добычу нефти, чтобы удовлетворить растущий спрос. Поэтому, США оказывают давление на Саудовскую Аравию по вопросу увеличения добычи. В результате, спрос и цена на нефть на мировом рынке уменьшатся.

В результате понижения цен на нефть, в России будет наблюдаться спад доходов от экспорта нефти и других углеводородных продуктов. Цель заключается в том, чтобы "сломать" Россию с экономической точки зрения и диктовать ей свои политические взгляды. Саудовская Аравия же в определённой степени не согласна с США по данному вопросу. Потому, что добыча нефти увеличивается, а цена на неё падает. Саудовская Аравия заинтересована в получении больших доходов в результате уменьшения добычи и увеличения цен на нефть. Здесь затраты на добычу не меняются. То есть, если даже цена на нефть падает, заработная плата рабочего не меняется. С этой позиции, точки зрения США и Саудовской Аравии не совпадали. Вдобавок, за последнее время прослеживалось сближение между Саудовской Аравией и Россией. В особенности, это явление отчётливо прослеживалось при встрече между президентом России и королевской семьёй на саммите G – 20 в Ханчжое (Китай)  : между двумя государствами были подписаны соглашения(5). В этой ситуации сближение с Ираном на руку Америке и странам запада.

На мировом рынке появится новый гарант экспорта нефти и с помощью Ирана появится возможность предотвратить рост цен на нефть. Вторым фактором являются геополитические интересы. Одним из геополитических интересов является предотвращение сближения Ирана с Шанхайской Организацией Сотрудничества. С этой целью Иран пытаются вовлечь в геополитическую конструкцию, ориентированную на Запад. Здесь, конечно же, имеются проблемы с политическим режимом, существующим в Иране. Этому способствует инстинкт защиты страны, исходящий из традиций иранской государственности.

Но здесь присутствуют и геополитические факторы.

Потому, что  когда условия соглашения "Шестёрки" будут выполнены в соответствии с договором,  то это приведёт к  новым реалиям в регионе. В результате, статус России в регионе пострадает. А это, в свою очередь, приведёт к активизации проамериканских сил и не думаю, что Россия будет спокойно следить за происходящим. В  этой новой геополитической обстановке Азербайджан обретает очень важную значимость. В этом контексте Бжезинский образно сравнил Азербайджан с пробкой в бутылке(6).

Вот такова геоконструкция нашего региона!

 Если сближение Ирана и Запада будет продолжаться в этом же духе, то мы сможем наблюдать за освещением в московской прессе и телеканалах вопросов касательно Иранского  Азербайджана. Одним из инструментов давления на Иран является фактор  Иранского Азербайджана и Курдистана. Этим фактором в своё время воспользовались  руководитель тогдашнего Азербайджана Мирджафар Багиров и  всесильный Сталин(7). События, разворачивавшиеся на Ближнем и Среднем Востоке в период Второй мировой войны, имели важное значение для хода боевых действий на основном, советско-германском театре военных действий. Как известно, после 1939 года в Тегеране заявили о своём нейтралитете, однако тесные отношения иранских властей с гитлеровской Германией сохранялись. Шахские власти Реза Пехлеви, вдохновляясь «арийской» пропагандой нацистов, начали понемногу озвучивать претензии на территорию Советского Азербайджана и Средней Азии. Согласно их трактовке, Иран являлся местом расселения древних «арийцев», которые впоследствии мигрировали в разные части света, положив начало, в том числе, и германским племенам. Так, согласно иранской ноте № 643 от 17 мая 1940 года, направленной наркому иностранных дел СССР, Азербайджанская ССР была названа «Кавказским Азербайджаном»(8).

 

После таких заявлений Ирана, руководство СССР и Англии, что называется, «пришли в движение». Специальные органы СССР начали анализировать возможности формировании сил, призванных дейсствовать против шахских властей. В январе 1941 года были собраны достаточно обширные технико-экономические комментарии относительно Иранского Азербайджана и Иранского Курдистана, занимавшие 211 страниц. В 1941 году в марте Багиров послал И.Сталину «Короткую справку о Южном Азербайджане», в которой, в частности, отмечалось, что «…шахское правительство проводит в Иране против азербайджанского народа политику полицейского давления…»(9)

 

После нападения гитлеровской Германии на СССР, в июне-июле 1941 года 17-я армия, дислоцированная в Закавказье, двинулась к границам Ирана. Напомним, согласно договору Ирана и Советской России от 1921 года,(10) советское руководство с учетом безопасности страны заявило о возможных действиях, которые могли затрагивать, в том числе, и территорию Ирана. 

Со своей стороны, Великобритания со стороны Персидского залива из колоний, расположенных по берегам Аравии, также направила свои войска в Иран. Премьер-министр Ирана Форуди Совет подписал соглашение о пребывании английских войск в Иране. В конечном итоге, шах Реза 16 сентября 1941 года был отстранен от власти, и на его место пришел его сын Мухаммед Реза Пехлеви.

Британские и советские войска вошли в Иран соответственно с южного и северного направления. Но министр иностранных дел Ирана Сохейли поручил иранским посольствам проводить, в целом, пробританскую политику и это очень раздражало советское руководства(11) .

В то время у советского руководство было опасения, что в будущем Иран попадет в сферу влияния Лондона: господство в ключевой ближневосточной стране приблизило бы его к богатым нефтяными запасами Мосулу, Киркуку и Аравии. Но выходя в эти районы, британцы столкнулись бы с противодействием со стороны этнических групп, проживающих в этих регионах – поэтому эти группы надо превратить стратегических партнеров Советского Союза. 

 

Многие в Москве предлагали выбрать в качестве стратегических партнеров СССР курдов. При этом приводились факты попрания национальных прав этого народа в Иране и о необходимости давления на власти Тегерана путём вовлечения курдов в сферу влияния СССР. Однако М.Д. Багиров смог доказать несколько иную точку зрения. С помощью Л.Берия и заместителя наркома иностранных дел В.Н. Деканозова он смог сформировать у Сталина мнение о необходимости приоритетной ставки в основном на  Иранского Азербайджана(12).

9 сентября 1941 года Багирову приходит сталинская шифрограмма, содержащая приказ на день вылететь в Москву. На встрече с вождем Багиров вручил Сталину свой проект предложения, согласно которому секретарь ЦК КП(б) АзССР Азиз Алиев назначался бы руководителем партийной группы, подлежащей отправке за Аракс. Сталин утвердил багировское предложение.

В руководство группы были включены Сулейман Рагимов, Мейбалы Амирасланов, Агасалим Атакишиев, Мустафа Гулиев, Мирза Ибрагимов. Согласно решению Военного Совета и по приказу командующего Закавказской армии 16 сентября полковник-комиссар Азиз Алиев был избран членом военного совета 47-й армии, вступившей в Тавриз (Тебриз). Через некоторое время М.Д. Багиров получает от группы Азиза Алиева первую весточку из Ирана, и до конца 1941 года Алиев передает Сталину сведения о положении дел в Иранском Азербайджане.

Тем временем 26 января 1942 года иранский Меджлис подвёл итог обсуждению советско-англо-иранского союза, и уже через три дня был заключен договор о союзе Великобритании, СССР и Ирана. Со стороны СССР подписали посол А.Смирнов, от Великобритании  – посол Р.Булард, со стороны Ирана – министр иностранных дел Сохейли(13).

10 февраля 1942 года в связи с заключением договора между шахом Мухаммед Реза Пехлеви и президентом США Рузвельтом произошел обмен поздравительными телеграммами. В послании шаха президенту США подчеркивалось, что в Тегеране именно Америку видят гарантом территориальной целостности Ирана(14).

Описанные события происходили в самые жаркие дни войны, когда советское руководство надеялось на открытие второго фронта со стороны Великобритании и США. Поэтому советское руководство несколько ослабило свою деятельность в Иране. Более того, с целью не обострять отношения с Великобританией в Иране, Кремль прекратил исходившую с территории Советского Азербайджана политической пропаганды – вплоть до полной победы над фашистской Германией. При этом советские войска еще оставались в Иране. Вернувшись в Баку, Азиз Алиев по представлению М.Д. Багирова Сталину вскоре избирается первым секретарем Дагестанского партийного комитета(15).

В 1944 году, когда появилась абсолютная уверенность в полной победе над Германией, советское руководство вновь вернулось к вопросу Иранского Азербайджана. Кроме того, обнаруженные на территории Ирана значительные запасы нефти вызывали серьёзное оживление и усиливающуюся конкуренцию со стороны великих держав.

В то время Иран перемещается в фокус внимания США, однако Великобритания сохраняете свои традиционно сильные позиции в этой  стране. Возрастал и интерес к южному соседу со стороны Советского Союза, испытывавшего серьёзную потребность в нефти. Сверхдержавы старались любым путем втянуть Иран в сферу своего влияния. Борьба за энергоресурсы заставляла Сталина задумываться в том числе о самых энергичных шагах. Пользуясь моментом, М.Д. Багиров, пытается употребить всё своё влияние и ресурсы  с основной целью: под видом защиты прав азербайджанцев, живущих в Иране, предложить им автономию, оказывая с их помощью давление на шахский режим – с выгодой для интересов СССР.

Иными словами, предполагалось территориальное расширение Советского Азербайджана с перехватом инициативы на Ближнем Востоке в пользу Кремля, что означало бы уменьшение влияния в регионе США и Великобритании. Однако необходимо было заразить этой идеей главу советского государства. Со своей стороны, И.В. Сталин подошел к предложенной концепции и поручил В.Молотову послать ноту шаху Ирана об ущемлении прав азербайджанского населения соседней страны вполне серьёзно. Тегеранские власти посредством Министерства иностранных дел Ирана направил в советское посольство ноту протеста. В документе Тегеран обвинял советское правительство во вмешательстве во внутренние дела Ирана. На следующий день последовал ответ наркома иностранных дел СССР, в котором говорилось:

«Советское правительство во внутренние дела Ирана не вмешивается, а то, что происходит в Азербайджане, является внутренним делом Ирана. Вывод советских войск из Ирана на повестке дня не стоит»(16).

Но в Тебризе и других городах иранского Азербайджана привезенным из СССР оружием вооружали местных жителей, из которых создавались повстанческие отряды. С Тебриза Багирову было направлено письмо, в котором запросили 10 тысяч единиц военного снаряжения для вооружения повстанцев(17).

В этой суматохе во второй половине ноября 1945 года в Азербайджанский Национальный Конгресс было избрано 687 делегатов(18).

20 ноября 1945 года в 10 часов, в театре Шир-Хуршид начал работу Азербайджанский Национальный Конгресс. Председатель Демократической партии Сеид Джафар Пишевари и брат Саттархана – Гаджи Азимхан объявили работу конгресса открытой. В Конгрессе заложили основу автономии Азербайджана и выборов в Милли Меджлис(19).

Участниками Национального Конгресса объявляется Национальное Учредительное Собрание. Одновременно учреждается Национальное Собрание и Национальный Совет, намечается скорое создание Национального Правительства.

23 ноября Большой Национальный Конгресс посылает обращение шаху Мухаммед  Рза, председателю иранского меджлиса Таба-Табаи и премьер-министру Ибрагиму Хакими(20).

По этому некоторые специалисты считают, что осуществление соглашение "шестёрки" без учета Российских интересов очень отрицательно повлияет на стабильность в регионе.  После выполнение соглашение «шестерки» стратегическое значение  экспортных трубопроводов России  для запада значительно уменьшится. Помимо этого, увеличится общественно-политическое и экономическое воздействие Ирана на регион.

С этой призмы, реализация соглашения "шестёрки" не кажется слишком простой задачей. С этой позиции, перспектива осуществления договора является противоречивой и тёмной.

Конечно же, понижение цен на нефть также повлияет на Азербайджан. Азербайджанская экономика не останется не затронутой этим явлением. Доходы уменьшатся.

Если смотреть на историю, то всегда Запад и особенно Соединенные Штаты преследовали исключительно собственные интересы в нашем регионе, в частности в Азербайджане.  Для этого они пытались использовать Азербайджан лишь как плацдарм для достижения своих интересов, не особенно интересуясь, с какими последствиями мы можем в итоге столкнуться. Сегодня экономическая и соответствующая ей политическая модель, которая была призвана более или менее эффективно перераспределять получаемые нефтяные доходы, исчерпала себя. Очевидно, что Азербайджану необходимо вначале определить рынки сбыта своей продукции и соответственно адаптировать под это свои политические конструкции. Очень важным является осознание того факта, что Азербайджан должен специализироваться на небольшом перечне экспортно-ориентированной продукции и для повышения конкурентоспособности своей экономики сосредоточиться на приоритете региональной торговли перед глобальной. Только такой принципиальный подход позволяет снизить угнетающее влияние конкуренции с традиционными глобальными производителями, занявшими все рыночные ниши;

- под экономические нужды необходимо адаптировать как систему образования в аспекте выработки новых приоритетов;

- текущее административно – хозяйственное разделение страны на множество районов более не отвечает требованиям экономического развития страны;

- маловероятно, чтобы Азербайджан на данном историческом отрезке смог одновременно поддерживать высокую инвестиционную активность и еще более поднять уровень безопасности страны. Вхождение в систему разделения труда той или иной, экономически приоритетной для Азербайджана страны, неизбежно потребует решения комплекса вопросов совместной безопасности, поскольку бизнес, каким бы крупным он не был, самостоятельно решать такие задачи не в состоянии.

 

В этом контексте самым важным моментом по-моему является ментальный  фактор – уровень осознаваемых исторических, гуманитарных культурных связей между  народами Евразийской цивилизации. Евразийская цивилизация есть продукт прежде всего культурных, этических, этнических, политических, торговых, военных и т. п. взаимодействий наших народов. Накопленных исторический и культурный «багаж» столь внушителен, что мы можем опираться на него как на надежный фундамент, который с полным правом можно назвать наследием предков.

Но  за «недопущение других акторов » в регион со стороны Вашингтона использовались идеологемы псевдо-«пантуранизма» как решающего фактора в объединении тюркоязычного населения, а также более поздняя внешнеполитическая концепция регионального неоосманизма. Автором последней является, как известно, бывшей  премьер-министр Турции А. Давутоглу. Заметим, данная концепция пришла на смену разрушительной стратегии Вашингтона по созданию «Зелёного пояса» по периферии южных границ бывшего Советского Союза. «Зеленый пояс» был проектом вовлечения СССР в войну на его южных рубежах, и стратегия была незамысловатой – использовать политический ислам в качестве оружия против России. Под влиянием проекта «Зеленый пояс» Советский Союз попадает в ловушку: вторгается в Афганистан в 1979 г., втянувшись со временем в жестокую 9-летнюю войну, которая впоследствии стала одной из причин распада государства.

За время этой войны под руководством ЦРУ были созданы боевые группы ваххабитов-салафитов. Позже они получили обобщённое название «Аль-Каида» («Основа»). Это террористическое оружие стало использоваться и в других странах по всему миру, в том числе на Кавказе. Однако распад СССР не был главной целью проекта «Зеленый пояс». Главной его целью было уничтожение России: проект был направлен на подрыв духовных сил именно русского народа(21).

В 1990-х годах начинается второй этап реализации проекта, предполагавший использование ваххабитов против русских, что было реализовано в ходе первой чеченской войны в середине и конце 1990-х годов уже после распада СССР. По замыслу США, «чеченский огонь» должен был переброситься на Дагестан (подобная попытка была предпринята в 1999 году), который, в свою очередь, должен был провозгласить отделение от Российской Федерации, и без того ослабленной годами либеральных «реформ» и постсоветского хаоса. Это привело бы к потере контроля России и над другими субъектами федерации на Кавказе и, возможно, в Поволжье. За этой операцией стояли США и его союзники – Королевство Саудовская Аравия и Пакистан. Для воздействия в тех местах, где влияние ваххабитов-салафитов не могло быть велико (включая некоторые «коренные» русские области), в ЦРУ был разработан новый проект под названием «умеренный ислам» . В качестве базы для поддержки проекта была выбрана Турция, субподрядчиком проекта определили общество Фетхуллаха Гюлена, тесно связанного с западными спецслужбами.

Во время официальной встречи на высшем уровне в Турции 5-6 декабря 2004 года основным вопросом визита назвал Владимир Путин вопрос о школах Ф. Гюлена, обвиняя их в сотрудничестве с ЦРУ и подготовке кадров для террористических религиозных организаций [22]. Разделяя озабоченность Москвы, Совет национальной безопасности (СНБ) Турции в 2004 г. и предложил принять меры по данному вопросу, однако правительство во главе с Р.Т. Эрдоганом пренебрегло этим предложением. Позднее лидеры АКП (правящая партия справедливости и развитие – А.М.) уже признали факт своего необдуманного пренебрежения российскими опасениями и предложениями. Но постоянные трения Вашингтона и Анкары и разнонаправленные шаги на международной арене способствовали накоплению багажа взаимного недовольства и недоверия между руководством Турции и США.

Одной из основных причин раздора между Вашингтоном и Анкарой была транспортировка так называемый "курдской нефти"(23). Фундаментом противоречий стал конфликт курдской автономии Ирака с центральным правительством. Перераспределение властных полномочий и нефтяных доходов привели к тому что Эрдоган и Барзани в каком-то смысле оказались "по одну сторону баррикад" в отношениях с центральными властями Ирака.

Соединённые Штаты, оставившие Ирак в состоянии, далёком от нормализации, придавали большое значение укреплению позиций курдов и Курдской Автономный Республике  Ирака , как наиболее стабильного региона Ирака, и стремились предотвратить зависимость их от Турции. В США  рассматривали возможность строительства нефтепровода в обход Турции через Сирию с выходом на Средиземное море.

Вот потому-то США не поддерживали Турцию в вопросе создания буферной зоны на севере Сирии. Наоборот, Вашингтон усиленно помогал курдским силам в этом районе. Так создавалась альтернатива турецким планам, и вбивался клин раздоров в потенциальный переговорный процесс между заинтересованными сторонами.

Кстати, маловероятно, чтобы США отказались от своих планов. Скорее наоборот: Вашингтон постарается и впредь форсировать создание курдской полосы в Сирии с выходом на Средиземное море. Дальнейший план предусматривает смычку этой полосы в  дальнейшем с курдской автономией Ирака. То есть, курды Ирана и богатые нефтью районы в перспективе тоже получат выход к Средиземному морю.

Стратегическая сверхзадача США в регионе — содействие созданию так называемого курдского государства на землях Сирии, Ирака, Ирана и Турции. Надо полагать, для лидеров Турции и России этот план – секрет полишинеля.

 

Поэтому вполне вероятно, что 15 июля 20016 году   в Вашингтоне сделали ставку на военный переворот в Турции для осуществление своих планах по этому вопросу и   тут им пригодился структуры Гюлена.

Сторонники Гюлена обладают в Азербайджане немалым влиянием. У них своя система связи, своя «группа поддержки». И это большая опасность для нашей государственности.

Сила сторонников Гюлена в том, что они работают тайно. Их сила в большой конспирации своей сети, которая проникла в самые разные структуры и организации(24).

Они бы хотели видеть Азербайджан таким, каким его хотят видеть Соединенные Штаты. Сторонники Гюлена пытаются адаптировать американские методы управления к мусульманскому обществу. Их главная цель — остановить евразийскую интеграцию. Во времена холодной войны , американцы использовали Афганистан, Пакистан, чтобы остановить распространение влияния Советского Союза. Теперь пытаются использовать страны Южного Кавказа, другие постсоветские страны против России.

Гюленисты в основном работают с молодыми людьми. Далеко не все могут оплатить своим детям хорошее образование, а в школах Гюлена образование действительно на высоком уровне. После школ люди поступают в контролируемые Гюленом университеты. Многие потом проходят стажировку в США. На постсоветском пространстве существует недостаток кадров, а тут приходят хорошо подготовленные специалисты. Соответственно, их берут на работу в разные структуры, в госучреждения. И вот выпускники гюленовских школ, попав на какую-то должность, начинают подтягивать других сторонников, все они друг другу помогают.

Сегодня президент Азербайджана Илхам Алиев  настроен против этих доморощенных чиновников и ведется борьба  против этих группировок. 

Одновременно в Азербайджане сегодня проводится контрпропаганда, то есть пропаганда против ДАИШ. Мы стараемся делать все, чтобы не позволить нашим людям быть дезинформированными в вопросах религии. Сейчас мы проводим целенаправленную работу, нацеленную на тех людей, которые колеблются, не имеют прочных идеалов. Мы говорим о том, что террористическая организация ИГИЛ (ДАИШ)под зонтиком-идеологией ислама проводят античеловеческую политику. Кроме того, наблюдаются законодательные изменения, запрещающие молодым людям, которые получили образование за границей в исламских странах вести встречи, темой которых является религиозное просвещение. В Азербайджане существует традиционный ислам и имеется кадровая база востоковедов. В этом контексте ситуация развивается в положительном русле. Можно говорить, что мы имеем ресурсы для пресечения вербовки граждан в террористические группировки.
По опросу нашей организации среди населения,  в азербайджанском обществе, особенно среди интеллигенции, очень положительно относятся к антитеррористическому союзу России и ее партнеров, который сейчас выступает против ИГИЛ (или ДАИШ, как сейчас называют эту террористическую организацию).

Сегодня в ситуации нарастающих угроз со стороны террористических группировок  и ИГИЛ – а подобных образованиях  актуально говорить уже не столько о росте эффективности межгосударственных взаимодействия  , сколько о защите цивилизации.

Говоря о взаимоотношение Ирано – Азербайджанских отношениях не могу обойти   сотрудничества  Еревана с Тегераном. И в этом ракурсе  патриотические силы  и в том числе политике  из левого крыло азербайджанской политической палитры  упрекают Тегеран за его  не одностороннюю поддержку  в пользу Баку.      Но давайте взглянем на реальность. Азербайджан, вследствие бездарности некоторых азербайджанских политиков, лишился суверенитета в Карабахе. Оставив вину армян в стороне, понятно, что они поступает соответствующе. Но вина азербайджанских политиков в временной поражении в Карабахе неоспорима.

Сегодня мир поделен на две части, и мы исторически, культурно, нравственно стоит рядом с Россией, чтобы не говорили. Таково географическое положение Азербайджана, требующее в определенной степени союзнические отношения между Азербайджаном и РФ(25).

У меня нет сомнений, что ШОС должен быть не только геополитической конструкцией, но и зародышем новой организации которое экономической  безопасности Евразийского пространства. И данная стратегия в ближайшем будущем может стать одной из самых привлекательных идей для стран, вовлечённых в это сотрудничество. По этому по – моему  самым важным моментом, на любых интеграционных стратегиях  является ментальный фактор – уровень осознаваемых исторических, гуманитарных культурных связей между народами Евразийской цивилизации, которая есть продукт, прежде всего, культурного, духовного, этнического, политического, торгового, военного и т. п. взаимодействия наших народов. Накопленный исторический и культурный «багаж» столь внушителен, что мы можем опираться на него как на надежный фундамент, который с полным правом можно назвать наследием предков.

Этот фундамент есть основа нашего успешного будущего. 

 

 

 

 

 

Примечания:

 

1 .Фукуяма Ф. Перевод с английского М.Б. Левина Публикуется по изданию ООО «Издательство АСТ», 2004 год.

2 .Церемония закладки газопровода TANAP  // http://www.radioazadlyg.org/content/article/26907027.html

3.Саммит прикаспийских государств в Астрахани // http://cont.ws/post/55547

4. Дипломаты: соглашение по ядерной программе Ирана достигнуто http://inosmi.ru/world/20150714/229081321.html

5. Москва и Эр-Рияд договорились о действиях для стабилизации цен на нефть https://ria.ru/economy/20160905/1476136964.html

6. .Збигнев Бжезинский. Великая шахматная доска: господство Америки и её геостратегические императивы. 1998 (The Grand Chessboard: American Primacy And Its Geostrategic ImperativesИздательство: Basic Books )

7. Адгезал Мамедов «Час «икс» переворота М.Д.Багирова и Л.П.Берии» Баку 2005 , MBM.стр 128-215.

8.Джамил Гасанлы , «Начало холодной войны» Баку 2006, Араз стр.36

9. Джамил Гасанлы , «Начало холодной войны», там же стр. 36

10. Советско-иранский договор о дружбе (1921)https://ru.wikipedia.org/wiki/Советско-иранский_договор_о_дружбе_(1921)

11. Джамил Гасанлы , «Начало холодной войны» Баку 2006, Араз стр.51

12. Адгезал Мамедов «Час «икс» переворота М.Д.Багирова и Л.П.Берии» Баку 2005 , MBM.стр 131.

13. Джамил Гасанлы , «Начало холодной войны», там же стр. 56

14. Джамил Гасанлы , «Начало холодной войны», там же стр. 61

15. Адгезал Мамедов «Час «икс» переворота М.Д.Багирова и Л.П.Берии» Баку 2005 , MBM.стр 144.

16. Джамил Гасанлы , «Начало холодной войны», там же стр. 104

17. Джамил Гасанлы , «Начало холодной войны», там же стр. 105

18. Адгезал Мамедов «Час «икс» переворота М.Д.Багирова и Л.П.Берии» Баку 2005 , MBM.стр 159.

19. Адгезал Мамедов «Час «икс» переворота М.Д.Багирова и Л.П.Берии» Баку 2005 , MBM.стр 161

20. Адгезал Мамедов «Час «икс» переворота М.Д.Багирова и Л.П.Берии» Баку 2005 , MBM.стр 163

21.Отметим, что проект «умеренного ислама» имел как турецкую, так и арабскую версию. В арабской версии его разработчиком стал Юсуф Аль-Карадави, запустивший проект «аль-васатыйа» - умеренность» как в арабо-мусульманском мире, так и в Европе.

22.CenkBaşlamış’ınMoskovamahreçlihaberi, “Rusya’danGülenokullarınayasak”, Milliyet, 20 Şubat 2006; http://www.milliyet.com.tr/2006/02/20/ombudsman/okur03.html

23. Эксперт: Эрдоган едет к Путину ради защиты от назойливого Вашингтона http://baltnews.lt/vilnius_news/20160809/1016004842.html

24. Agil Alesger, ‘‘Sessiz işgal -Azerbaycan feto Yapılanması’’ Kırmızı Kedi Yayıncılık 2016


© .....