Вашингтон надеется на проведение переговоров между Россией и Украиной в конце следующего года на условиях Киева, заявил 7 декабря первый заместитель помощника американского президента по нацбезопасности Джонатан Файнер.
«Мы бы хотели, чтобы в конце будущего года украинцы оказались на таких позициях, при которых России пришлось бы принимать решение: или они (россияне. – Ред.) должны сесть за стол переговоров на условиях, приемлемых для Украины и опирающихся на Устав ООН, диктующий суверенитет и территориальную целостность Украины, всей территории Украины, или они будут иметь дело с более сильной Украиной, опирающейся на более мощную промышленную базу в США и Европе и внутри Украины, а также более способной вновь предпринять наступление», – сказал он в ходе выступления на конференции Аспенского университета.
Вашингтон, по словам Файнера, хочет подтолкнуть Москву к выбору: либо этот вариант с переговорами, либо Россия будет иметь дело с более сильной Украиной, опирающейся на более сильную промышленность в США и Европе. При этом, пояснил он, в Белом доме не уверены, что Россия пойдёт на такой шаг. «Это очень сложный стратегический выбор. Не знаю, что в конечном счете решат россияне. Но такую дилемму мы бы хотели для них создать», – сказал он.
Однако, уверен чиновник, в любом случае в 2024 году США планируют наращивать объёмы военного производства, продолжая «работать с украинцами», в том числе уже ведется работа по наращиванию объемов оборонного выпуска и на украинских заводах.
В Москве это заявление восприняли скептически. По словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, попытки склонить Россию к мирным переговорам на условиях Украины являются нереалистичными. Он также отметил, что Киев должен понять, что не является «главной заботой» для Вашингтона. Для американцев, по его словам, главная цель – собственное благосостояние.
«Главной заботой для США всегда были сами американцы, причем даже ценой большого количества жизней тех же самых украинцев. Именно США зарабатывают миллиарды и миллиарды долларов на дорогих энергоносителях, на газе, который поставляют в Европу, на нефти. Это именно американцы обеспечивают себе рабочие места, повышенные налоги, сбор налогов, загружая свое производство заказами на снаряды, военную технику. Конечно же, это американоцентричная политика. К сожалению, в случае с Украиной – это ценой жизни украинцев. И они готовы дальше бросать в топку жизни этих самых украинцев. Жаль, что этого до сих пор не понимают в Киеве», – рассказал Песков.
Совершенно верно подмечено, что текущий конфликт на Украине приносит США как прямые денежные заработки, так и политические дивиденды от ослабления и Европы, и России. И именно этот фактор делает Украину если не самоцелью и не главной заботой, то весьма важной для Вашингтона «вещью», важным рычагом влияния, от которого Штаты не откажутся, кто бы ни был у власти: демократы или республиканцы.
Последние тему неэффективного использования средств (не только на Украине) будут активно использовать в период предвыборной кампании, в том числе будут грозить оппонентам блокировкой средств Украине, чтобы клонить их к компромиссу по тем вопросам, которые являются главными для их избирателей.
Судя по всему, небезуспешно. Как утверждает Reuters со ссылкой на источник в администрации США, Белый дом рассматривает возможность уступок по миграционной политике ради согласия конгрессменов-республиканцев одобрить выделение Украине военной помощи. Не удивлюсь, если все так и есть, и республиканцы на этот компромисс согласятся, закрыв глаза на «выброшенные в черную дыру» средства налогоплательщиков.
И надо понимать, что если республиканцы-таки дорвутся до власти, они точно так же будут продолжать помогать Украине, возможно, просто немного поубавится риторики. Тут Вашингтон разве что попытается переложить побольше расходов на Брюссель. Одним словом, верить, что кажущееся неминуемым поражение демократов снизит поддержку киевского режима со стороны США – опасное заблуждение.
Опасным было бы и недооценивать заявление Файнера. Он все-таки первый заместитель помощника американского президента по нацбезопасности, т. е. человек как минимум хорошо осведомленный в теме, на которую рассуждает, и как максимум человек, участвующий в принятии решений. Во-вторых, аспенский форум – это не просто посиделки экспертов, это важнейший мозговой центр в области национальной безопасности США, все, что на нем обсуждается – это настоящая или будущая стратегия, которую Вашингтон будет применять в жизнь.
Итак, что же сказал Файнер?
Для начала он посчитал необходимым повторить то, о чем неоднократно заявлял Киев – переговоры возможны только на условиях Украины. На каких он не конкретизировал, но об этом не раз говорил Владимир Зеленский – на условиях возврата к границам 1991 года. То есть Россия должна «вернуть» не только Запорожскую, Херсонскую области, ДНР и ЛНР, но и Крым.
Отмечу, что американцы все же обычно предпочитают не конкретизировать, обходясь отсылками к тому, что, мол, «решать Украине» (типа: мы на решения никак не влияем, и вообще это не наше дело). А Файнер сказал достаточно прямо – на основе Устава ООН, который «подкрепляет суверенитет и территориальную целостность всей Украины». Т. е. на тех условиях, которые ранее озвучивал Зеленский.
Условия эти для России абсолютно неприемлемы, тут и обсуждать нечего. Однако одно дело, когда их озвучивает президент лишенного субъектности недогосударства, а другое – зампомощника президента США по нацбезопасности. Причем, позиционируя их как «хотелки» не Киева, но Вашингтона. То есть это самый что ни на есть ультиматум.
Стоп, скажете вы. А как же многочисленные публикации в западных СМИ о том, что Украина уже проиграла и надо договариваться на любых условиях? Вон бывший разведчик Скотт Риттер, которого наши СМИ особенно любят цитировать, недавно заявил, что НАТО пытается делать вид, что продолжает помогать Украине, однако тайно говорит Киеву, что лучшего момента заключить мир не будет, ибо «завтра будет хуже, послезавтра – еще хуже».
И не только он один. Повторю, общая риторика западных СМИ в отношении Украины – пессимизм. И тут слова Файнера, как ушат холодной воды. Очевидно, что далеко не все на Западе осознают, что Украина проиграла, и готовы искать компромисс с Россией, чтобы не дать ей покончить с самой украинской государственностью. Совсем недавно я подробно писал о противостоянии условных партий «мира» и «войны».
Так вот, несмотря на то, что «партия мира» (точнее, переговоров на любых условиях), кажется, подмяла под себя все информационное пространство на Западе, в реальности все не совсем так, и «партия войны» (т. е. продолжения боевых действий ради истощения России) не просто продолжает требовать от России капитулировать (а по-другому слова Фанера понять нельзя), но и угрожает ей.
Давайте объективно: говорить о поражении Украины как минимум преждевременно. Да, «контрнаступ» захлебнулся окончательно, но ведь и российская армия пока не перешла в контрнаступление. И хотя, думается, в самое ближайшее время будут освобождены остатки Марьинки и Авдеевки, но о выходе к тем же Славянску и Краматорску речи пока не идет, не говоря уже о перспективе отбрасывания противника за Днепр. Судя по всему, обе стороны готовятся к затяжному противостоянию без радикальных сдвигов линии фронта.
Да, у России заметное преимущество в вооружении и мобилизационном резерве (последнее особенно важно, ибо техники и оружия-то Запад наделает, а вот с людьми все хуже и хуже, о чем открыто говорят американцы), однако Украина и ее армия могут существовать еще достаточно долго благодаря поддержке Запада, как смертельно больной пациент на специальном медицинском оборудовании. Собственно, это и следует из слов Файнера.
Из его заявления мы видим, что на Западе еще достаточно сильны те, кто готов продолжать, готов вступить в «гонку вооружений» по полной, даже несмотря на ущерб целым отраслям экономики и политический ущерб самим себе. Ведь там все еще верят, что Россию можно победить, истощив.
Однако еще опаснее – изменение настроений внутри российских элит, которые могут «устать», спасовать перед перспективой долгой войны на истощение с Западом, согласиться на навязываемый компромисс.
Между тем для нас любая заморозка конфликта, на условиях, пусть даже кажущихся нам выгодными, – это возможность для киевского режима нарастить силы для будущей войны. И спасибо Файнеру за то, что он публично об этом говорит, не оставляя никаких иллюзий относительно иных вариантов для России при завершении конфликта, кроме полного разгрома Украины и ее демонтажа в нынешнем виде.
Директор Центра геополитических исследований Института инновационного развития Дмитрий Родионов
Источник: «Ритм Евразии»