Директор Центра геополитических исследований ИИР Дмитрий Родионов о векторах развития Грузии после судьбоносных выборов.
Состоявшиеся в субботу выборы парламента в Грузии не принесли сенсаций. Правящая партия «Грузинская мечта» предсказуемо одержала победу.
Столь же предсказуемо результаты не признает оппозиция, утверждая, что они на самом деле все вместе набрали больше голосов, чем правящая партия. При этом они демонстративно сдают мандаты, угрожая масштабными акциями протеста.
Тем не менее в Тбилиси пока тихо. Даже еще спокойнее, чем в 2020 году, когда оппозиция также сначала объявила о бойкоте парламента, отказавшись от мандатов, но в итоге вернувшись в парламент. Тогда даже столкновения на улицах были, но они закончились ничем, ибо итоги выборов все же объективно демонстрируют, что на стороне оппозиции лишь крикливая, но малочисленная толпа.
«Мы осуждаем все нарушения международных норм и присоединяемся к призывам международных и местных наблюдателей провести полное расследование всех сообщений о нарушениях, связанных с выборами», – утверждается в заявлении госсекретаря США Энтони Блинкена.
В свою очередь, глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель призвал политические силы Грузии к конструктивному и инклюзивному диалогу.
«Конструктивный и инклюзивный диалог на всем политическом спектре сейчас имеет первостепенное значение. В соответствии с выводами Европейского совета от 17 октября ЕС призывает Грузию провести демократические, всеобъемлющие и устойчивые реформы в соответствии с основными принципами европейской интеграции», – говорится в заявлении Борреля, опубликованном на сайте Европейской службы внешних действий.
Наверное, было бы странно, если бы власти ЕС и США сразу заявили бы о непризнании итогов выборов, что фактически было бы сигналом для грузинской оппозиции о запуске сценария госпереворота по классическому «майданному» сценарию, когда якобы фальсификации на выборах становятся триггером к выводу людей на улицы и началу открытого противостояния с властями, которое в любой момент (после неизбежной провокации) может перерасти в силовое.
Напомним, о том, что США готовят в Грузии «цветную» революцию, российская Служба внешней разведки предупреждала еще летом, и едва ли это было новостью для самой Грузии. Несмотря на сохранение прозападной риторики и декларировании намерений «починить» отношения с США и непременно вступить в ЕС к 2030 году, надо понимать, что все там прекрасно понимали и понимают. Просто вели и продолжают вести торг.
Понятно, что грузинские элиты в целом вполне устраивает нынешняя ситуация, при которой они фактически зарабатывают на антироссийских санкциях, не присоединяясь к ним и участвуя в параллельном импорте в Россию. Кроме того, «защита суверенитета и традиционных ценностей» – это их главный политический «конек», позволяющий пользоваться поддержкой значительной части населения, откровенно уставшего от бесконечной и безрезультативной евроинтеграции, имеющей к тому же перед глазами пример Украины и Молдавии.
Однако при этом грузинские власти не спешат менять вектор развития. Политическая многовекторность, выраженная в сохранении прозападного курса с принятием лишь тех условий, которые устраивают Тбилиси, и демонстративные «игры» в стремление к восстановлению отношений с Россией для них вполне подходящая ситуация.
В начале месяца премьер-министр страны Ираклий Кобахидзе назвал урегулирование отношений с Россией приоритетом правящей партии.
«Прагматичная политика и мирное урегулирование конфликта с РФ являются наиважнейшим приоритетом», – сказал он.
Тут, впрочем, уже содержится ловушка. Ведь конфликт с Россий существует только в головах русофобов, и этот миф, ставший одним из главных коньков оппозиции, активно поддерживается провластной пропагандой.
Все тот же Кобахидзе спустя всего 20 дней, на следующий день после выборов (когда, очевидно, давить на чувства сторонников сближения с Россией уже нет смысла и надо, наоборот, заручиться поддержкой его противников, чтобы оторвать их от оппозиции, намеренной использовать их в качестве движущей силы своего майдана) говорит полностью противоположные вещи. Оказывается, главным приоритетом для страны останется интеграция в ЕС.
По его словам, у Тбилиси нет планов по установлению дипотношений с РФ, поскольку 10% Грузии (Абхазия и Южная Осетия) …»оккупированы Россией».
Опять же повторю, я все понимаю: сидеть на двух стульях мягко, приятно, а главное, сытно! Однако практика показывает, что такие акробатические трюки выполняются, как правило, недолго, и, если их исполнение затянуть, можно получить довольно серьезную травму.
Россия как раз ни на чем не настаивает по отношению к Грузии, напротив, продолжает шаги навстречу Тбилиси, демонстрируя готовность к сближению, например, был продлен срок безвизового пребывания граждан Грузии, которые приезжают на работу или учебу.
А вот Запад как раз демонстрирует обратное – он на Грузию давит. ЕС требует у Тбилиси «вернуться на путь сближения с самим собой», грозя самым эффективным своим «оружием» – приостановкой безвизового режима. Он не оставляет ни малейшего пространства для поиска компромисса. Еще летом заявил о приостановке процесса интеграции Грузии и заморозке 30 миллионов евро. На этом фоне постоянные мантры представителей грузинской партии власти о том, что страна все равно станет членом ЕС, звучат уже просто смешно.
Особенно нелепо прозвучало недавнее заявление того же Кобахидзе о том, что «к 2030 году мы станем членом Евросоюза, но только с достоинством, уважением к христианству, Церкви и морали, независимостью и суверенитетом».
Откровенно говоря, это уже отдает шизофренией: где ЕС, а где мораль, церковь и суверенитет? Кобахидзе еще учит ЕС жить:
«Европе не подходит та несправедливость, которую мы так часто слышим от политиков и чиновников ЕС, Европе не подходит отрицание христианских догм, ЛГБТ-пропаганда, Европе не подходит непрозрачность и неуважение чужого суверенитета».
Впрочем, если сделать скидку, что это предвыборная риторика (заявление было сделано на заключительном мероприятии избирательной кампании «Мечты»), все можно понять. Проблема в том, что эта риторика у «Мечты» явно затянулась, и они явно не собираются от нее отказываться в обозримом будущем, продолжая цепляться за два стула, с одного из которых их грозят спихнуть.
А если это не подействует, значит, будут уже секторальные санкции против экономики. Грузинские власти просто заставят сидеть и считать, что болезненнее – давление Запада или разрыв экономических отношений с Россией, которые в течении нескольких лет позволяли грузинской экономике расти на фоне падения экономик Европы.
В итоге все это по задумке должно привести к резкому падению уровня жизни, что позволит оппозиции заручиться широкой уличной поддержкой. Так что я бы не стал утверждать, что уже сейчас они предпримут попытки «Майдана». Его архитекторы отлично знают реальные результаты выборов и уровень поддержки населения нынешней власти. Прекрасно понимают, что ситуация не сравнима с ситуацией 2003 года, да и грузины в целом не склонны дважды наступать на одни грабли (Украина все же пренеприятнейшее, но исключение), и их нужно очень сильно довести, чтобы заставить это сделать. Но на Западе умеют ждать. И умеют нащупывать болевые точки.
А еще они умеют торговаться, выкручивать руки и в итоге всегда обманывать. Мы-то об этом не понаслышке знаем. Но и у нас до сих пор находятся те, кто готов им поверить, готов рискнуть ради гипотетической возможности сохранения того «тепличного состояния», в котором они пребывали долгие годы затянувшегося «медового месяца» с Западом. Да, элиты, чью власть и богатство американцы берут в заложники, куда более склонны к танцам на граблях, чем население, и это правило работает везде.
Выбор у грузинских властей только один – менять вектор. Да, от многих выгод многовекторности придется отказаться, но их у них и так заберут. Да, многих собственных сторонников придется ломать об колено, но это тоже неизбежно. Если этого не сделать, судьбы Украины не избежать. Просто потому, что Россия и Украина являются двумя противоположными примерами развития – суверенного и пути отказа от суверенитета. Третьего нет и выбирать придется.
В общем-то население Грузии в субботу свой выбор сделало. А вот грузинским властям он предстоит. И чем раньше они его сделают, тем больше у них шансов остаться.
Эти выборы «Мечта» позиционировала как судьбоносные – выборы между векторами развития. Вот и посмотрим, была ли это лишь предвыборная риторика или и впрямь пришло осознание необходимости что-то менять, как этого требует большинство населения.
Директор Центра геополитических исследований ИИР Дмитрий Родионов
Источник: ren.tv