28 июля 2025 года старший советник верховного лидера Ирана Али Акбар Велаяти заявил, что проект «Зангезурский коридор» является геополитической схемой США и Израиля, направленной против Ирана и России. Руководитель Центра геополитических исследований Института Инновационного Развития Дмитрий Родионов выразил мнение о том, насколько ценен для Ирана отказ Армении отдать « Зангезурский коридор» в аренду США.
«Я не очень уверен, что действительно имел место какой-то отказ. Скорее всего, да, действительно, некий чиновник заявил о том, что мы не принимаем это предложение. Но с другой стороны, вы знаете, буквально накануне этого Пашинян говорил о том, что он получил от Америки предложение и изучает его. Так что, понимаете, до тех пор, пока сам Пашинян не выступил с официальным опровержением того, что они это предложение рассматривают, я не мог говорить о каком-то отказе официального Еревана, это было бы преждевременно.
Поэтому давайте все-таки подождем действительно официальных заявлений со всех сторон и после этого будем делать выводы. Честно говоря, я абсолютно не удивлюсь, если действительно Ереван согласится на предложение Соединенных Штатов, потому что в какой-то степени это будет компромисс для него. Потому что, понятное дело, на него давит и Азербайджан, и Турция. И фактически альтернативы открытию Зангезурского коридора не существует, его придется открывать.
Но отдать его американцам, скажем так, будет гораздо проще потом объяснить обществу, чем отдать его туркам. Поэтому я абсолютно не исключаю, что Пашинян в итоге все-таки пойдет на это соглашение. А то, что они сейчас отрицают это, скажем так, это попытка создать некое информационное поле, чтобы общество привыкло к мысли о том, что коридор будет, и что его фактически будут контролировать иностранцы. А потом уже пошумят, скажут, ну, ребята, американцы же лучше, чем турки, согласитесь.
Мне кажется, что все-таки все пойдет по такому сценарию. Сама идея Зангезурского коридора изначально противоречила интересам Ирана, в отличие, кстати, от интересов России. Потому что интересам России она все-таки соответствовала, поскольку Россия тоже хотела бы, скажем так, получить прямой выход к Армении через Азербайджан, через этот коридор. А Ирану это дело было категорически невыгодно, потому что сейчас, пока этого коридора нет, сообщение основной территории Азербайджана с Нахичеванью осуществляется через территорию Ирана.
Иран, с одной стороны, имеет рычаг влияния на Баку, а с другой получает за это деньги. Это еще и плюс. Если этот коридор появится, то Иран будет терять деньги и действительно, как правильно было сказано, он потеряет влияние на Южный Кавказ. Неважно, кто там будет стоять, американцы или турки, собственно говоря. Поэтому думать об интересах Ирана нужно было, извините, в ноябре 2020 года, когда подписывалось трехстороннее соглашение, где, собственно говоря, сама идея создания этого коридора впервые появилась.
Потому что изначально, еще раз повторяю, было ясно, что тем не менее к этому будут возникать очень серьезные вопросы вне зависимости от того, кто этот коридор будет контролировать. Мне кажется, что сейчас просто напросто идет торг. Торг по поводу условий, на которых все-таки контроль над Зангезурским коридором будет передан американцам. Я, честно говоря, не вижу никакого другого выхода сейчас для Пашиняна.
Потому что, еще раз повторю, дилемма очень простая. Либо его будет контролировать Турция, либо его будут контролировать Соединенные Штаты. Вот и все. Но выхода у него просто нет. Я так понимаю, что, учитывая то, что политический курс Армении постепенно переориентируется на Запад, в том числе на тесное сотрудничество с Соединенными Штатами, я, честно говоря, не вижу здесь никаких противоречий. Я думаю, что Пашинян пойдет на этот компромисс без какого-либо ущерба для себя и своей команды.
Но без ущерба для Армении уже решить этот вопрос просто невозможно. С ноября 2020 года, когда были подписаны трехсторонние соглашения, уже тогда было ясно, во-первых, что никакого Лачинского коридора не будет, потому что Карабах возвращается в состав Азербайджана. Все эти разговоры об этом коридоре это временное явление. А то, что Зангезурский коридор будет и это станет постоянным явлением, это тоже было ясно уже девятого ноября 2020 года.
С этого момента можно тянуть, пытаться маневрировать, но кардинально изменить ситуацию уже невозможно. Самое интересное действительно в том, что в том документе говорится о том, что коридор будет фактически контролироваться Россией. И Баку, и Ереван с первого дня этого соглашения старательно обходили эту тему. И сейчас мы просто слышим прямые заявления о том, что Москва к этому вообще никакого отношения иметь не будет.
То есть это фактически откровенное нарушение трехсторонних соглашений. Но в условиях, которые складываются сейчас, в условиях, когда Россия полностью сосредоточена на Украине и не может решать глобальные вопросы на других направлениях, в условиях обострения отношений Москвы как с Баку, так и с Ираном, я думаю, что сейчас про это уже просто никто не вспоминает. Да и в Москве, честно говоря, просто предпочитают об этом не говорить».