Члены НАТО согласились отменить для Украины первый этап процесса вступления в Альянс и не обязывать её выполнять план действий по подготовке к членству, сообщил генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг на пресс-конференции на полях саммита НАТО в Вильнюсе. При этом ни о каком вступлении в военный блок для Украины речи не идёт. Но несмотря на то что украинская тема занимает 90 процентов всей информационной повестки, связанной с саммитом НАТО, далеко не она была главной.
«Сегодня страны-члены согласились послать сильный единый позитивный сигнал Украине о постоянной поддержке, но также и сигнал о её пути к членству. Это включает пакет практической поддержки, который позволит достичь полной совместимости украинских и натовских войск, создание Совета Украина – НАТО, а также решение отменить план действий по членству, что значит, что вместо двух шагов для того, чтобы стать членом [НАТО], понадобится только один шаг», – сказал он.
Впрочем, этот один шаг выглядит примерно как расстояние пешком до Луны, так как условием принятия Украины в Альянс названо прекращение конфликта.
«Пока Украина не победит, никакое членство не будет обсуждаться», – заявил Столтенберг. Едва ли сам он, как и кто-либо ещё на Западе, несмотря на всю их риторику, верит в это.
Ещё одним практически невыполнимым условием заявлено согласие всех стран – членов Альянса.
А такого согласия нет, даже несмотря на то, что после 2008 года, когда Украине впервые дали абстрактные обещания, но в блок так и не взяли, позиция европейцев по отношению к России заметно ужесточилась. Главный противник вступления Украины в НАТО даже не Венгрия (которая не даст согласия, пока Киев не обеспечит равные права для закарпатских венгров), а Германия, чьё мнение, даже несмотря на крайне ослабленную в последнее время политическую субъектность, трудно игнорировать. Накануне саммита немецкий Bild опубликовал документ, выражающий позицию правительства ФРГ. Кроме того, по утверждению источника газеты, американцы также блокируют официальную заявку Украины на членство в НАТО.
Вашингтон свою позицию аргументированно объяснил: Украину сейчас не возьмут в НАТО, чтобы не втягивать США в конфликт с Россией, заявил официальный представитель Госдепа Мэттью Миллер. Такой же точки зрения придерживается американский президент Джо Байден, также говоривший об этом накануне. Условие прописано в пятой статье устава Альянса. О том, что Украина сможет присоединиться к нему только после завершения СВО, говорили задолго до саммита практически все – от того же Столтенберга до министра обороны Германии Бориса Писториуса.
Всё остальное – заявления о «сильном сигнале о членстве в блоке», предложение «гарантий безопасности по типу израильских», обсуждение «германского сценария» вхождения в Альянс (то есть по частям) – словесная шелуха, призванная подсластить пилюлю Киеву.
Как написали накануне саммита многие ведущие европейские СМИ, с одной стороны, перед его участниками стоит задача продемонстрировать что-то Киеву с точки зрения перспектив присоединения Украины к Альянсу, а с другой – не взять на себя излишних обязательств перед ним. Эта задача выполнена. Заявления президента Украины Владимира Зеленского и якобы гневная реакция на них в Вашингтоне – спектакль, призванный создать видимость дискуссии, сомнений, споров и необходимости принятия нелёгких решений.
Но главными вопросами были совсем не те, что обсуждались громче всего. В ночь перед официальным открытием саммита президент Турции Реджеп Эрдоган после встречи со Столтенбергом и шведским премьер-министром заявил о том, что Анкара готова передать протокол о присоединении Швеции к НАТО. Накануне Эрдоган утверждал обратное: Стокгольм не готов к вступлению в НАТО, потому что не выполнил все поставленные Турцией условия. Казалось, что недавняя акция с сожжением Корана надолго отодвинула перспективу одобрения заявки со стороны Турции.
Это событие стоит рассматривать в связке с субботним демаршем Эрдогана, передавшим Зеленскому интернированных в Турции боевиков «Азова» (организация признана в РФ террористической, её деятельность запрещена), нарушив слово и рискнув отношениями с Москвой. Тогда же Эрдоган пообещал одобрить вступление Украины в НАТО и объявил о строительстве на Украине завода по производству беспилотников. Незадолго до этого стало известно о намерении Анкары поставить Киеву САУ и заряды к ним – того самого калибра 155 миллиметров, нехваткой которых США мотивируют поставку кассетных боеприпасов.
Дело тут вовсе не в намерении «нагадить» России, как многие поспешили это интерпретировать, и уж тем более не в желании ещё больше сблизиться с Киевом. Цель Эрдогана – резкое повышение ставок накануне саммита НАТО, чтобы доказать партнёрам свою значимость. Для того же обозначена позиция: Швецию в НАТО в обмен на Турцию в ЕС. Американцы эту позицию одобрили, шведы пообещали содействовать, но все, включая Эрдогана, понимают невыполнимость условия. Турецкий лидер тут намеренно требует слишком многого, чтобы получить хоть что-то.
Как минимум речь идёт о самолётах F-16, поставки которых Анкара ждёт много лет: Госдеп США уже дал согласие, и, как пишет Politico, конгресс готов их одобрить, если Анкара обязуется не применять их против союзников по Альянсу (то есть Греции). Свою роль играют и деньги. У Эрдогана серьёзные проблемы в экономике, решить которые самостоятельно ему не под силу, а за предвыборные обещания надо отвечать.
Очевидно, что, несмотря на предостережения некоторых экспертов о том, что уступки Эрдогану внутри НАТО могут открыть ящик Пандоры и спровоцировать кризис Альянса, другого выхода у Вашингтона не оставалось.
Так или иначе, вопрос о вступлении Швеции в НАТО будет решён, и для военного союза это важное достижение.
Ещё одно практическое достижение нынешнего саммита – лидеры НАТО утвердили план развёртывания 300 тысяч военных на восточном фланге Альянса и значительного расширения оборонных закупок. Об укреплении восточного фланга они заговорили ещё в конце 2021 года, запустив его практическую реализацию накануне начала СВО. Нынешнее укрепление будет самым серьёзным за все годы после холодной войны. А присоединение Швеции и Финляндии создаст ещё большую угрозу для России.
Можно ли считать этот саммит провальным? Для Украины – да, для НАТО – нет. «Прокатив» Украину, Альянс начинает сосредотачивать серьёзную силу у наших границ, готовясь к реальной войне, которая уже выглядит неизбежной после завершения СВО.
Материал директора центра геополитических исследований Института инновационного развития Дмитрия Родионова
Источник: octagon.media