Член экспертного совета Института инновационного развития Алексей Албу заявил, что многие украинцы воспринимали конфликт в Донбассе как нечто далёкое, их не касающееся, но 24 февраля оказалось, что все совсем не так, и именно с их молчаливого согласия к власти в стране пришли националисты.
Об этом и многом другом он рассказал в интервью Telegram-каналу Украина.ру.
— Алексей, мы все понимаем, чего надо достичь в ходе спецоперации РФ. Мало кто понимает, как достичь денацификации и демилитаризации Украины. Каково ваше мнение?
— Для начала нужно понять, с чем мы боремся. После распада Советского Союза люди, оказавшиеся на территории Украины, начали подвергаться информационному воздействию на всех уровнях, начиная со школьной скамьи и заканчивая теледебатами.
Стоит напомнить, как трансформировалась сама идея украинского национализма за эти годы: от идей почитания гетмана Богдана Хмельницкого и предводителя крестьянского освободительного движения Устима Кармелюка, которые не страдали русофобией, до продвижения идей Мельника, Коновальца и Бандеры. Этот путь занял около 25 лет, то есть одно поколение, которое в конечном итоге выросло пропитанным ультраправыми идеями.
Для того чтобы общество поняло, что эти идеи ошибочны, ему нужно показать альтернативу. Причём не только альтернативу информационную, но, что наиболее важно, альтернативу политическую.
Объясню на простом примере: молодой человек, делая первые самостоятельные шаги в жизни, интуитивно ищет успешные примеры среди своих знакомых. Тех, с кого стоит брать пример, кому стоит подражать, для того чтобы самому добиться жизненных успехов. На Украине с момента её независимости сложилась такая обстановка, что если человек придерживался пророссийских или левых взглядов, жизненные дороги перед ним были закрыты. На каком-то этапе его взгляды становились преградой для достижения поставленных целей и реализации собственных амбиций.
Сейчас же, после окончания СВО (специальной военной операции РФ), у украинского общества появляется новый шанс, открываются огромные возможности для построения новой жизни. Будет сформирована новая элита, и ситуация станет совершенно противоположной: те, кто придерживается ультраправых политических взглядов, будут подвергнуты остракизму.
Таким образом, с использованием разных методов информационной, политической и воспитательной работы цель по денацификации украинского общества будет достигнута. На мой взгляд, первые существенные успехи и перелом общественного сознания мы наблюдаем уже сейчас на территориях, освобождённых от хунты.
Они выражаются в том, что люди начали осознавать, что бандеровская пропаганда отличается от реальности и что русские не ведут себя так, как о них рассказывали в украинских СМИ. Люди видят железную дисциплину, вежливое, но при этом твёрдое общение, помощь в решении жизненно важных проблем. Эта тенденция будет усиливаться, и люди осознают, что пришли не враги, что пришли освободители.
— Вы с нацизмом столкнулись лицом к лицу 2 мая в Доме профсоюзов. Многие одесситы говорят, что после этого события город потерял статус самого веселого и шутливого, более того, например, экс-депутат Одесского городского совета Василий Полищук недавно сказал, что он боится самосуда над виновными в трагедии. А нацизм вообще лечится? Как в Одессе и в целом на Украине возможно нацистов «вылечить»?
— Да, это правда. Раны, которые нанесли нам националисты, ещё не зажили. Город погрузился в затяжную депрессию, усугублённую тем, что огромное количество одесситов оказались за чертой бедности после «гениальных» экономических реформ новой власти и тотальной коррупции.