Директор Центра геополитических исследований Дмитрий Родионов объяснил, зачем «неудачника» Кэмерона вернули в правительство Великобритании.
Ба, какие люди возвращаются! На пост главы британского МИД назначен бывший премьер Дэвид Кэмерон!
Произошло это в рамках масштабных перестановок в правительстве, которые утром в понедельник, 13 ноября, провел нынешний глава британского кабмина Риши Сунак. Сначала свое место потеряла министр внутренних дел Суэлла Браверман. На ее место перешел экс-глава МИД Джеймс Клеверли, портфель которого теперь достанется Кэмерону.
Наверное, кто-то вздохнет с облегчением, мол, «цирк» в Британии уходит в историю, во власть возвращаются «профессионалы».
В те годы многим британцам корень зла виделся в членстве в ЕС: в необходимости быть донором для бедных стран Восточной Европы, пускать к себе мигрантов, держать открытым свой рынок в ущерб отечественному производителю. И Кэмерон, чуя эти настроения, из сугубо популистских соображений пообещал провести референдум относительно необходимости продолжения членства в ЕС.
При этом сам Кэмерон выступал против Брекзита и, похоже, не очень-то верил в то, что большинство населения его поддержит. Скорее всего, он ожидал повторения шотландского референдума о независимости 2014-го, на котором пусть незначительное, но большинство попросту испугалось столь радикальных перемен и проголосовало против.
Но на референдуме по Брекзиту в 2016-м случилось наоборот.
Кэмерону, который к такой ситуации явно не был готов, оставалось два варианта: принять новую реальность и работать с ней или просто уйти. Он предпочел последнее, причем это было скорее не «уйти», а «сбежать», буквально – как грызуны с тонущего корабля, хотя ранее он обещал работать в любой ситуации. Думаю, что многие избиратели консерваторов от такого поступка были, мягко говоря, не в восторге.
И не только они, но и все британцы, которые до сих пор недовольны тем путем, по которому страна пошла после 2016 года. И дело даже не в политике, хотя политический кризис, разразившийся с уходом Кэмерона, по сути продолжается до сих пор, временами приобретая совершенно гротескные формы в лице таких «оригиналов», как Джонсон или Трасс, про которую шутят, что она даже королеву свела в могилу.
К слову, и Британия даже не приблизилась к тому идеалу, за который люди голосовали тогда, в 2016-м. По оценкам британских экспертов, убытки для экономики из-за выхода из ЕС составляют $150 млрд в год!
Впрочем, это голые цифры. А вот конкретика. Согласно сообщению Ассоциации торговых палат Великобритании, около половины британских компаний испытывают затруднения из-за новых правил, вступивших в силу после выхода страны из Евросоюза. Страна столкнулась с дефицитом привычных товаров: продуктов, запчастей, стройматериалов, рабочей силы – некому, оказалось, к примеру, работать таксистами, поварами, официантами. В стране впервые за много лет случился дефицит, разразился топливный кризис – в прошлом году на заправках просто исчез бензин.
Более того, Брекзит ударил по единству королевства, вновь сделав реальной опасностью отделение не только Шотландии, которая голосовала за то, чтобы остаться в ЕС, но и Северной Ирландии, которая оказалась отрезанной от Республики Ирландии.
За все вышеперечисленное британцам стоит винить не Бориса Джонсона, ставшего исполнителем в затянувшемся на четыре года процессе, а Дэвида Кэмерона, с которого все началось, который запустил процесс и сбежал.
Конечно, Кэмерон возвращается в правительство не в качестве премьера, а в качестве главы МИД, однако мозолить глаза он будет многим. Неприятно мозолить.
Как и европейским политикам, которым Кэмерон запомнился как человек, воткнувший Европе «нож в спину», виновник всех проблем, последствия которых не преодолены до сих пор. Едва ли европейские лидеры будут рады видеть Кэмерона во главе британской дипломатии.
Впрочем, нам до их отношений нет дела. Но и тех, кто надеется на перемены в отношениях Москвы и Лондона с заменой оголтелого русофоба Клеверли, запомнившегося разве что своей оголтелой русофобией (к примеру, он говорил, что Украина имеет право совершать атаки против РФ за пределами своей территории), вынужден огорчить. Во-первых, Кэмерон во всех смыслах человек, с которого все начиналось, не только Брекзит, но и превращение Британии во врага нашей страны. Напомню, он был ярым сторонником интервенции в Ливию (и успешно ее осуществлял), с самого начала резко осудил присоединение Крыма к России и политику Москвы в отношении Украины.
Ну и кроме того, нужно понимать, что антироссийская политика Лондона – это не издержки негативного отношения к нашей стране отдельных людей, а долгосрочный тренд, созданный консенсусом британских элит. Как и сам Брекзит, который нужен был в первую очередь в политическом плане – дистанцировать Британию от Европы, которую англосаксы решили лишить зачатков суверенитета, и украинский кризис во многом стал воплощением этой задумки. Так что оголтелая русофобия буквально «прошита» в нынешней концепции британской внешней политики и не стоит думать, что от смены фамилии главы МИД она может поменяться.
Опять же я слышу возражения, мол, Кэмерон – профессионал, прагматик и, вообще, при нем не было такого количества санкций, русофобских акций типа «дела Скрипалей» и взрывов «Северных потоков», что у него налажены хорошие связи с Москвой.
И что? Бывшего госсекретаря США Рекса Тиллерсона тоже едва ли не «агентом Кремля» считали, и что, улучшились при нем отношения с США? А то, что Кэмерон не вводил такого количества санкций и не устраивал такого количества провокаций, как его последователи, – так то потому, что время тогда другое было, градус напряженности был меньше.
Напомню, прошлым летом Москва ввела санкции против ряда британских политиков, включая Кэмерона, за способствование враждебному курсу Лондона, нацеленному на демонизацию России и ее международную изоляцию. Бог шельму метит. Абсолютно заслуженно.
Кстати, Кэмерон уже сделал первое официальное заявление на новом посту – назвал конфликты на Украине и на Ближнем Востоке основными международными проблемами и вызовами. Надо понимать, что он как глава дипломатии, стремящейся к былому имперскому могуществу страны, будет пытаться их решить с соответствующей для его страны выгодой. И соответствующим отношением к нам.
Вангую, что «цирка» в британской политике, как и откровенных «наездов» и «оскорблений», будет в разы меньше. Вот только суть ее не изменится.
Впрочем, есть и положительные моменты. Назначение Кэмерона может, конечно, свидетельствовать о попытке Сунака отблагодарить бывшего премьера, который в свое время поспособствовал его продвижению по карьерной лестнице. Но скорее оно свидетельствует о тотальной нехватке кадров у консерваторов, которых их главные конкуренты – лейбористы – за чуть более года до выборов по всем опросам обходят более чем в два раза.
Едва ли возвращение в команду в каком бы то ни было виде бывшего «капитана», покинувшего однажды тонущий корабль, изменит эту ситуацию…
Директор Центра геополитических исследований Дмитрий Родионов
Источник: ren.tv