Прекращение полноценного сотрудничества между Россией и другими членами Арктического совета затрудняет работу организации, посетовал в интервью «Коммерсанту» новый председатель комитета старших должностных лиц Арктического совета норвежец Мортен Хеглунд. «Большая часть нормального двустороннего сотрудничества между Россией и остальными семью государствами разрушена, его больше нет. И это по многим причинам – как политическим, так и практическим – создает множество проблем», – сказал он, добавив, что в ближайшее время организация вряд ли сможет вернуться к полноценной работе в том виде, как это было несколько лет назад.
Ключевой задачей в предстоящие годы, по словам Хеглунда, будет поиск способов «сохранить совет целостным и значимым – так, чтобы государства чувствовали, что им выгодно и интересно продолжать работу в нем». «Мы искренне верим, что Арктический совет стоит сохранить. Он выполнял свои задачи, постепенно повышая свою роль и актуальность. Если мы потеряем Арктический совет, восстановить его будет очень сложно», – резюмировал он.
Проснулись! А разве не страны Запада сами прервали совместную работу с Россией, фактически парализовав Арктический совет?
Напомню, сразу после начала СВО коллективный Запад прервал все контакты с Москвой по всем направлениям, включая Арктику. В конце февраля прошлого года США, Канада, Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция (семь из восьми входящих в АС стран) объявили бойкот председательствующей в нем России, по факту же они объявили бойкот самому совету – все это время они проводили встречи без участия России.
А ведь когда Москва за полгода до этого принимала председательство в организации, она представила весьма широкую программу сотрудничества в различных сферах деятельности человека на Севере от борьбы с изменением климата и предотвращения ЧС до экономического взаимодействия, развития совместного использования СМП и т. д. Однако, как тогда заявил представитель Госдепа Шолле, совет может работать и без русских.
Теперь вот выясняется, что не может. И не мог в принципе изначально. Ведь именно Россия обладает самой протяженной береговой линией в Арктике (22,6 тыс. км из 38,7 тыс.), игнорировать это – все равно что пытаться игнорировать смену суток или времен года. Кроме того, Россия обладает наиболее развитой (более развитой, чем у всех остальных, вместе взятых) инфраструктурой в регионе. Собственно говоря, Северный морской путь, вокруг которого столько разговоров сегодня (этот маршрут в два раза короче, чем привычный морской маршрут из Азии в Европу через Суэцкий канал), проходит в прибрежных водах России, с чем Запад, правда, пытается спорить. Однако едва ли кто-то будет спорить с тем, что эта артерия не может существовать без российской суши с ее портовой инфраструктурой. Наконец, Россия обладает самым большим в мире ледокольным флотом, без которого сегодня, даже несмотря на заметное невооруженным глазом глобальное потепление и таяние льдов, использовать СМП просто невозможно.
Пытаться игнорировать Россию в Арктике… ну это как пытаться игнорировать ее в космосе, даже, пожалуй, абсурдней.
Странно, что Запад не понимал столь элементарных вещей. Хотя, вероятнее всего, понимал, но сознательно вел к разрыву и воспользовался шансом, который предоставила СВО, чтобы прекратить сотрудничество, которое он видел бессмысленным и даже вредным для себя.
Очевидно, под Западом тут следует понимать в первую очередь США, которые, хоть и не обладают самой большой из стран «семерки» береговой линией в Арктике, но явно имеют в регионе самые большие амбиции, реализации которых мешает Россия, сам факт ее существования и географическое положение.
Арктика для США имеет ценность как минимум в трех плоскостях. Во-первых, военная: ведь путь через Северный полюс самый короткий для полета ракет в случае гипотетической войны с Россией или (и) Китаем. И тут США полностью проигрывают с самого начала, ибо создать военную мощь, хотя бы отдаленно сравнимую с российской, мешает небольшой размер ее арктической территории. Конечно, если брать арктические территории всех стран НАТО, будет совсем другая картина, но так ведь ракеты не везде понаставишь. К тому же большая часть арктической территории блока не обладает необходимой инфраструктурой, на создание которой могут уйти годы.
Вторая ценность Арктики – это самая большая на планете кладовая полезных ископаемых, в первую очередь углеводородов. И вот опять «засада» – и тут самые лакомые куски шельфа принадлежат России.
Третье – это уже упомянутый СМП, который Россией контролируется полностью.
Впрочем, Вашингтон, продолжает строить планы «возвращения господства» в Арктике. Именно так (Regaining Arctic Dominance) называется амбициозная стратегия по развитию арктического присутствия, принятая в США в октябре прошлого года. Интересно, что основной упор в документе делается на усиление в первую очередь военного присутствия. Иного, впрочем, трудно было бы ожидать, ведь США наотрез отказываются работать с Россией по тому же СМП, оспаривая ее права на эту артерию, при этом программа ледокольного строительства, озвученная еще Д. Трампом, напоминает планы строительств коммунизма в пятилетку – на это уйдут долгие годы, за которые Россия уйдет далеко веред.
Очевидно, ничего другого, кроме наращивания военной силы и попыток запугивания, Вашингтон предложить не может. Именно в этой плоскости стоит рассматривать вступление в НАТО Финляндии и Швеции, которые значительно усиливают давление на Россию в Арктическом регионе и военный потенциал США.
Последние фактически занимаются милитаризацией Арктики под предлогом того, что это якобы делает Россия. Это очень по-американски. Понятно, что с подобной риторикой и подобной деятельностью не стоит и говорить о возможности какого-либо сотрудничества в Арктическом совете, так что ситуация на Украине может быть долгожданным предлогом для сворачивания диалога. Так, как это было с теми же договорами по РСМД или «открытому небу», которыми американцы давно тяготились и из которых вышли, обвинив нас, что мы их довели до этого.
И вдруг выясняется, что Арктический совет, который решает далеко не только вопросы демилитаризации региона, но и такие важные темы, как, например, борьба с общими для всех вызовами иного рода, в том числе с изменением климата, просто не может работать без России.
А Россия между тем по мере возможностей реализовывает собственную программу развития Арктики без оглядки на Запад. И это вынужденная реакция на поведение бывших «партнеров». Изменения коснулись, прежде всего, самого подхода к освоению региона, согласно которому любое сотрудничество теперь осуществляется исходя исключительно из национальных интересов. При этом Россия осталась открыта к сотрудничеству с теми, кто согласен осуществлять его на предлагаемых условиях.
Примером смены подходов могут служить новые правила прохождения СМП иностранными судами, согласно которым те должны получать специальное разрешение заранее, а также могут заплывать во внутренние воды России только в местах проливов, полностью принадлежащих РФ, или при следовании в морской порт.
К Северному морскому пути уже несколько лет особое внимание проявляет Китай, который, в отличии от Запада, не пытается выкручивать России руки, принимая предложенные условия сотрудничества. Летом-осенью этого года первый китайский контейнеровоз Newnew Polarbear прошел СМП из Санкт-Петербурга в Китай и обратно, наглядно продемонстрировав безопасность и преимущества этого маршрута.
Лишь один инцидент омрачил это событие. В конце октября это судно страны Запада обвинили в том, что оно своим якорем повредило соединяющий Финляндию и Эстонию газопровод Balticconnector. Напомню, это сначала хотели повесить на Россию, объясняя происшествие местью то ли за «Северные потоки», то ли за вступление Финляндии в НАТО. Некоторые «горячие головы» даже предлагали закрыть для России Балтийское море. Правда, абсурдность и опасность этого действия, очевидно, быстро стала ясна всем и нашли нового виновного – китайское судно, что могло бы стать основанием для объявления СМП небезопасным для судоходства, лишив перспективную артерию прямого выхода в Европу.
В итоге этого не сделали, хотя почва была подготовлена. Так что, полагаю, стоит ожидать новых провокаций по мере того, как Россия и Китай совместно начнут широкомасштабное использование СМП, что для Штатов подобно красной тряпке. Тем более что в уже обозначенной выше американской арктической стратегии Москва и Пекин названы главными угрозами и вызовами для Вашингтона.
Наиболее опасным поведением Вашингтона в данной ситуации является продолжение милитаризации региона. Как заявил на международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Николай Евменов, США намерены противодействовать деятельности России в Арктике всеми возможными способами – от санкционного давления до военно-силовых инструментов.
По словам Н. Евменова, сейчас военно-политическую обстановку в Арктике можно описать усилением отрицательных тенденций в сфере региональной безопасности, связанных с вступлением в НАТО новых стран и агрессивной политикой коллективного Запада в отношении Российской Федерации. В частности, регистрируется рост иностранного военного присутствия в регионе и усиление конкуренции между странами за выход к ресурсам и коммуникациям Северного Ледовитого океана.
Можно ли в этом контексте говорить о каких-то перспективах конструктивного взаимодействия? Сомнительно. Тем более если к власти в США вернется Д. Трамп, активный сторонник наращивания противостояния в регионе. На этом фоне заявления других членов Арктического совета, входящих в западную коалицию, выглядят просто как констатация факта его фактической смерти. Рассчитывать на конструктивный подход со стороны союзников США уже не приходится…
Директор Центра геополитических исследований Института инновационного развития Дмитрий Родионов
Источник: «Ритм Евразии»