Сразу пятеро командиров батальона «Азов»* (организация признана террористической и запрещена в РФ) вернулись на родину. «Это явно недружественный шаг», – так оценивают последние новости из Турции в российском парламенте.
В эти выходные после переговоров в Стамбуле Реджеп Тайип Эрдоган принял решение передать украинскому президенту Владимиру Зеленскому пятерку командиров, которых ВС РФ пленили по итогам боев на «Азовстали». По ранее достигнутой джентльменской договоренности члены батальона «Азов»* должны были оставаться в Турции как минимум до окончания военной фазы конфликта.
Кроме того, турецкий президент анонсировал начало строительства завода по производству беспилотников «Байрактар» на Украине и передачу Киеву турецких самоходных гаубиц, от чего ранее он воздерживался.
В среде аналитиков активно распространяется мнение, что Москве нечем симметрично ответить Анкаре, а решение Эрдогана могло быть упреждающим ответом на непродление зерновой сделки в свете грядущего саммита НАТО. Вместе с тем демарш турецкого президента вызвал другой, не менее значимый вопрос – что еще можно ждать от него и на какие недружественные шаги в отношении России может пойти Анкара в будущем. На эти и другие вопросы в беседе с Новороссией свое мнение высказал руководитель Центра геополитических исследований Института инновационного развития Дмитрий Родионов.
«Шаги вроде того, которые сейчас демонстрирует Эрдоган, должны были быть предвидены и просчитаны. То, что он сделал, не является чем-то необычным с учетом проблем, которые Турция испытывает в своей экономике. Да, вернув боевиков на Украину, президент Турции пошел против всевозможных, в том числе и международных соглашений, но этот его шаг напрашивался с учетом того положения, в котором сейчас Анкара находится.
В этом смысле гораздо критичнее то, что Эрдоган будет увеличивать номенклатуру того вооружения, которое страны НАТО передают Украине. И второй достаточно критичный момент – это то, что они говорят о санкциях. С самого начала конфликта Турция не поддержала Европу и США в вопросе санкционного воздействия на Россию. Более того, она долгое время помогала нам в реализации так называемого параллельного «серого» импорта. Через нее многие товары шли в Россию, поэтому американцы будут давить и на этот вопрос тоже. Вашингтон требует от Турции перекрыть маршрут параллельного импорта», – оценил ситуацию Дмитрий Родионов.
Нам необходимо точечно отвечать на каждый шаг, – продолжает политолог. – Мы должны понимать, что теряем в отношениях с Турцией. Если под угрозой стоит параллельный импорт, значит мы должны заниматься налаживанием логистических цепочек через другие страны, которые в гораздо меньшей степени зависят от Запада, – таких государств достаточно много. Кроме того, необходимо укреплять сотрудничество в рамках БРИКС, ШОС и так далее. Постепенно от зависимости параллельного импорта через Турцию.
«Вторым важным моментом является пресловутый газовый хаб. Если исключить украинскую ГТС, то Турция остается единственным маршрутом, по которому мы можем поставлять газ в Европу, чем Анкара и пользуется. Но тут нужно понимать, что Европа уже взяла курс на отказ от российского газа и рано или поздно нам придется отказаться продавать им газ в любом виде. Еще момент – этот хаб гораздо в большей степени необходим Эрдогану, а не нам. Поэтому мы вполне себе можем его шантажировать. Для начала количество транзитируемого газа можно убавить, а дальше смотреть на его действия.
Что еще может сделать Эрдоган? Закрыть проливы? Не может, потому что он пойдет в прямое нарушение конвенции Монтрё, которая не дает ему такое право. Кроме того, продолжение действия этой конвенции для Турции гораздо более выгодно, чем для нас, – она позволяет туркам контролировать проливы. В противном случае конвенция перестанет действовать и дальше может быть уже все, что угодно. Поэтому для него выгодна ситуация продолжения действия конвенции Монтрё. Здесь бы я в меньшей степени опасался каких-то опрометчивых шагов», – высказал свое мнение собеседник агентства.
Просчитывая варианты, спикер считает, что еще Эрдоган может открыть военную базу в Азербайджане. Он уверял, что ему это не нужно, тем более Азербайджан нейтральная страна, не состоит в НАТО, член движения неприсоединения, но мы все прекрасно понимаем, что это все в любой момент может измениться.
Но и Эрдоган тоже должен понимать, что в любой момент мы можем начать какие-то действия по решению «идлибского вопроса». Достаточно давно и довольно серьезно он стоит между нашими странами. Рано или поздно его придется решать. Как только Эрдоган начнет какие-то поползновения в районе Северного Кавказа, Средней Азии или на Украине, то тут же должны начинаться действия с нашей стороны и сирийских властей в идлибской зоне.
«Кроме того, мы можем достаточно мощно начать вооружать курдов, как это делают те же американцы. Это очень серьезный рычаг для турков. В свое время турки очень серьезно разругались с американцами именно из-за этого вопроса. Если есть возможность осуществить ряд таких решений в ответ на действия Турции, нужно идти на эти меры. Не важно, чем руководствуется Эрдоган – своей личной инициативой или давлением со стороны США, мы должны в любом случае отвечать на все недружественные шаги.
Очень наивно рассуждать вроде того, как накануне заявил Песков, что «на турков давят Соединенные Штаты и НАТО и потому те идет на такие шаги». Не нужно считаться с этой чушью, потому что мы прекрасно понимаем натуру Эрдогана. У него есть такая «хорошая» привычка гасить внутренние противоречия, в том числе экономические, геополитическими играми в неоосманизм, пантюркизм и так далее.
Когда в стране начинают происходить негативные события, он сразу же начинает тянуть на себя роль султана, у которого на внешней арене происходят «большие успехи». Таким образом он лишь пытается перевести стрелки, выпустив пар у населения. Поэтому нужно понимать, что давление НАТО и США – далеко не единственная причина, по которой Эрдоган идет на такие недружественные шаги. Он лично заинтересован в том, чтобы периодически России «наступать на пятки»», – уверен политолог.
Резюмируя все выше сказанное, эксперт призывает отбросить иллюзии, просчитать шаги возможных дальнейших действий Эрдогана (это сделать достаточно легко) и выработать эффективные точечные ответы на каждый такой шаг. Не нужно сразу давить на все рычаги, чтобы порвать все отношения с Анкарой. Но Эрдоган должен понимать, что на каждый его недружественный шаг будет жесткий конкретный ответ.
«Сейчас мы и посмотрим, для нашей власти происходит самое простое испытание по теме продления «зерновой сделки». Если она не будет продлена, то это будет первым ответом Эрдогану. Дальше мы увидим, осознал он, что безнаказанность у нас не поощряется или нет. А если наши власти продлят эту сделку, то я даже на знаю куда мы еще можем отступать – дальше некуда.
И, конечно, нужно понимать, что если они действительно сейчас будут строить завод по производству «Байрактаров» (даже с учетом их не такой уж и большой эффективности на поле боя), это тоже является тестом для нашей власти. Этот завод должен быть уничтожен даже вместе с турецкими инженерами, которые туда приедут. Ничего личного. Если эти шаги будут сделаны, то в следующий раз Эрдоган десять раз подумает, прежде чем идти на что-то подобное», – подытожил Дмитрий Родионов.
Подготовил Александр ИВАЩЕНКО
* – «Азов» (организация, признанная террористической и запрещена в РФ)
Источник: «Новороссия»