Директор Центра геополитических исследований ИИР Дмитрий Родионов – о том, на что готовы пойти американцы, чтобы залезть на «крышу мира».
Возможное вторжение США в Гренландию станет «самой короткой войной в истории», пишет Politico со ссылкой на старшего научного сотрудника Датского института международных исследований Ульрика Прам Гада.
«Это будет самая короткая война в мире. В Гренландии нет оборонительных возможностей. Американцы доминировали», – подчеркнул эксперт.
США будут силой отбирать территорию у своего союзника по НАТО? Нонсенс! Однако, похоже, многих всерьез обеспокоили заявления Трампа о намерении присоединить Гренландию и неожиданный визит его сына на остров.
Премьер-министр Дании Метте Фредериксен сообщила, что связалась с избранным президентом США Дональдом Трампом и предложила ему поговорить. Серьезно? Испугались?
Ранее Трамп опубликовал видео с якобы просьбами жителей Гренландии о присоединении в состав страны. До этого он размещал карту, на которой не только Гренландия, но и Канада были обозначены как территория США.
В Канаде Трампу ответили более жестко и уверенно. «У Канады шансов стать частью США – как у снежинки в аду», – заявил уходящий премьер Джастин Трюдо. А глава МИД Канады Мелани Жоли подчеркнула, что Трамп демонстрирует «полное отсутствие понимания того, что делает Канаду сильной страной».
«Наша экономика сильна. Наши люди сильны. Мы никогда не отступим перед лицом угроз», – написала она на странице в соцсети.
Что ж, заявления Трампа и других американских политиков, надо признать, наделали немало хайпа в мире. Но нужно понимать, что это любимое занятие Трампа, с помощью которого он зарабатывает политические очки и пытается давить на своих потенциальных контрагентов, выбивая из них максимум уступок – дипломатия угроз.
Тут стоит вспомнить, что Трамп и Мексике предлагал стать штатом США, сетуя на то, что соседи кормятся за счет общего рынка. И это, разумеется, был эпатаж в духе обещаний Владимира Жириновского мыть сапоги в Индийском океане.
Но давайте все же разберемся, насколько вообще реально присоединение Канады и Гренландии к США?
Канада – это один из столпов НАТО и коллективного Запада, член G7, входит в десятку первых экономик мира. Купить Канаду? Смешно.
Если бы Канада хотела стать штатом США, она давно могла бы это сделать. Но исторически французская колония, отбитая англичанами, с первых дней появления США не хотела такого объединения, хотя со стороны США были поползновения, в том числе военные. С тех пор в Канаде сложилась отдельная политическая нация с сильным влиянием франкофонов. Местные элиты всегда были удовлетворены своим статусом пусть младшего партнера США, но независимого и условно нейтрального (Канада умудрялась не вляпываться в мировые войны и американские внешнеполитические авантюры).
Собственно, и США ситуация всегда устраивала, у двух стран граница практически неохраняемая, общие хоккейная и баскетбольная лиги, общая система ПРО. Канадские элиты были им вполне лояльны и готовы к любому взаимодействию – что в политике, что в экономике. Единственным табу всегда был отказ от независимости. И едва ли что-то в этой ситуации поменяется – отсюда достаточно жесткая реакция канадских политиков на слова Трампа. Повторю, покупка канадских элит – за гранью фантастики, а воевать с Канадой США не будут никогда.
Единственный вариант объединения – резкое ослабление канадской государственности, экономические и политические катаклизмы или глобальная война. Все это пока из серии фантастики.
Гренландия – другое дело, это не независимая страна, а территория Дании, однако обладающая автономией с правом выхода. На территории острова есть немало тех, кто хотел бы отделиться от Копенгагена. На этих противоречиях и мог бы в теории сыграть Трамп.
Дания допускает независимость Гренландии, но вряд ли она станет частью Соединенных Штатов Америки, заявил датский министр иностранных дел Ларс Лёкке Расмуссен.
Такого же мнения придерживаются многие и в самой Гренландии: желание отделиться от Дании не равно желанию присоединиться к США. Так, на днях выступающий за независимость острова депутат гренландского парламента Куно Фенкер, сетуя на то, что Дания аннексировала их, заявил, что они не хотят повторения этого сценария, что будущее Гренландии решает гренландский народ. Перспектива покупки Гренландии Вашингтоном для него «тоже не вариант».
Впрочем, это мнение отдельных политиков. Если бы Вашингтон действительно задался целью осуществить аннексию Гренландии, он мог бы попытаться купить местные элиты, наобещать с три короба населению и протолкнуть идею референдума о независимости, плавно переходящего в референдум о присоединении к США. В теории – возможно. На практике – хороший вопрос.
Готов ли Трамп, строивший свою кампанию на обещаниях сбалансировать бюджет и отказаться от дорогостоящих геополитических авантюр, платить за это? Нужно ли это Штатам, учитывая, что у них на острове и так есть военная база и есть возможность расширять их количество?
Многие эксперты считают, что юридическое включение в состав США является непременным условием полноценного военного освоения территории.
Тут стоит напомнить, что вопрос о покупке Гренландии поднимался в Штатах еще в XIX, в середине XX века, а после вступления Дании в НАТО (сразу при создании организации) между датским и американским правительствами было подписано соглашение, по которому две страны осуществляют совместную оборону острова.
Почему дальше дело не заходило? Очевидно, в Вашингтоне все же считали присоединение острова нерентабельным. Что изменилось теперь?
Трамп тут утверждает, что российские и китайские корабли уже курсируют у берегов острова, и их видно безо всякого бинокля. Возможно, про бинокль это преувеличение, но в целом он прав – США в последние годы придают особое значение Арктике и до дрожи и зубного скрежета боятся усиления там России и Китая. В 2021-м году министерство обороны США опубликовало документ под названием «Возвращение господства в Арктике» (непонятно только, когда оно там было), а в обновленной арктической стратегии Пентагона регион обозначен как «арена стратегического противостояния», а Москва и Пекин – потенциальные противники.
В том же 2021-м The National Interest писал, что в Арктике наступило «соревнование великих держав», и, как отмечали эксперты, у Вашингтона есть «шанс на победу» лишь в том случае, если наладить постоянное присутствие американцев в регионе.
А что у США есть в регионе сегодня?
Сегодня территорией США в Арктике является только лишь Аляска, на которой расположено несколько военных баз. В частности, есть подразделения береговой охраны, 11-я воздушная армия, сухопутные силы в виде двух бригад, плюс бригада армейской авиации и тыловая бригада. И все. На небольшом пятачке.
Флот у них там, считай, отсутствует – главным образом по причине отсутствия ледоколов (всего три, из которых один не на ходу) – то есть о полноценном круглогодичном военном присутствии в регионе даже на своей территории не может быть и речи. Трамп, напомню, еще в прошлый срок хотел или арендовать у союзников (никто, похоже, не дал), или заложить новые, на что потребовались бы долгие годы. Разумеется, ничего не сделано.
Несколько лет назад появлялась информация о намерении Пентагона создать некую «передовую военно-морскую базу» на Аляске, но, судя по отсутствию новостей сегодня, можно предположить, что воз и ныне там.
Впрочем, даже если суммировать то, что есть у всего блока НАТО в Арктике (США, Канада, Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция) – получится жидковато. Каждый год мы становимся свидетелями учений НАТО в регионе, где у них то солдаты обморожения получают, то техника из строя выходит, что говорит о том, что воевать в Арктике зимой они не готовы совершенно.
Чтобы просто приблизиться к возможности конкурировать с Россией, НАТО необходима революционная программа обновления всего и вся. А это огромные деньги и время. Годы. Десятилетия.
Я тут не преувеличиваю. Даже если США получат Гренландию и Канаду в качестве полноценных военных плацдармов – то будет не более, чем голая территория. В прямом смысле. С практически полным отсутствием инфраструктуры, которую необходимо создавать с нуля. В то время как арктическое побережье России обустраивалось в качестве единого военного форпоста на протяжении всего XX века. Да, с распадом СССР многие города, инфраструктура, в том числе военная, – пришли в запустение, но сегодня Россия возвращается в регион, и ей для этого нужно куда меньше, чем Штатам, которые все начинают с нуля.
Разумеется, это не означает, что нам можно расслабиться и отмахнуться от их потугов. Они будут стараться. Они будут очень стараться, ибо понимают, что мировое господство в XXI веке невозможно без Арктики. И поползновения в сторону Канады и Гренландии – только начало…
Источник: ren.tv