Корея объединится не по германскому, а по вьетнамскому сценарию

Директор Центра геополитических исследований ИИР Дмитрий Родионов – о том, к чему приведет эскалация Вашингтоном конфликта в АТР.

Президент Южной Кореи Юн Сок Ёль назвал объединение Кореи исторической задачей, которую необходимо решить.

«Перед нами значительная историческая задача, которую необходимо обязательно решить. Это – объединение… Пока разделение продолжается, установление нашей независимости не может быть завершено», – отметил он.

По его словам, свобода, которой «наслаждается» Южная Корея, должна быть распространена на Северную Корею.

Только когда на всем Корейском полуострове будет создана единая свободная и демократическая нация, по праву принадлежащая народу, мы, наконец, добьемся полного освобождения», – добавил южнокорейский лидер. Будущее объединенного государства, считает он, – это страна «процветающая, свободная», с реформами и инновациями.

Юн Сок Ёль также раскрыл сценарий объединения, обозначив три ключевые задачи: защита свободы в Южной Корее от фейковых новостей и других дестабилизирующих элементов, осуществление изменений в Северной Корее путем улучшения ситуации с правами человека и распространения там информации извне, а также укрепление сотрудничества с международным сообществом.

Фото: © Global Look Press/MODIS

Он подчеркнул необходимость создания таких изменений, чтобы граждане КНДР «отчаянно захотели мирного объединения». По его словам, многие перебежчики из КНДР поняли из южнокорейских новостей, что пропаганда Пхеньяна – ложная, а свободное объединение – единственный путь сделать их жизнь лучше. Остальные северокорейцы также станут мощной, дружественной силой, выступающей за объединение, когда поймут это, убежден президент Южной Кореи.

«Очень важно сделать так, чтобы у граждан Северной Кореи открылись глаза для понимания ценности свободы…Чтобы граждане Северной Кореи могли более разнообразными путями получать доступ к разной информации извне, правительство Южной Кореи расширит их доступ к информации и тем поможет объединению», – сказал он.

При этом Юн не уточнил, как именно будет расширен доступ к информации для граждан КНДР, однако добавил, что опыт перебежчиков из КНДР будет учитываться в политике объединения. Он лишь отметил, что Сеул увеличит усилия по улучшению состояния ситуации с правами человека в КНДР, показывая международному сообществу ситуацию с правами человека в Пхеньяне, «как она есть», делать такие доклады еще «усерднее». По его словам, для южнокорейцев будут созданы образовательные программы, чтобы будущие поколения могли надеяться и мечтать о свободном объединении, имели твердую систему ценностей.

Фото: © Global Look Press/Lee Jae-Won

Эти заявления Юн Сок Ёль сделал по случаю Дня освобождения, который отмечает окончание японской колонизации Кореи в 1945 году.

Немного из истории. Разгром Японии не привел к созданию свободного и единого корейского государства. Сразу после окончания Второй мировой войны СССР и США подписали соглашение о совместном управлении страной, проведя линию раздела зон влияния по знаменитой 38-й параллели. Через три года на полуострове были созданы два государства: КНДР (Северная Корея) и РК (Южная Корея). А еще через два года началась Корейская война, которая продлилась до 1953 года, не привела к победе ни одной из сторон, фактически закрепив раздел. Несмотря на прекращение огня, мирный договор так и не был подписан. При этом Сеул и по сей день продолжает считать КНДР «незаконно оккупированной» зоной.

Кроме того, две Кореи ведут споры вокруг территорий в Желтом море, где линия разграничения так и не была согласована. Сеул контролирует ряд островов вдоль побережья КНДР и считает воды вокруг островов своими. Пхеньян при этом не оспаривает принадлежность этих островов, но считает морскую зону вокруг островов своей. Это часто приводит к конфликтам из-за присутствия в спорных водах кораблей друг друга, зачастую случаются полноценные боестолкновения. Кроме того, КНДР всегда нервно реагирует на американо-южнокорейские военные учения там, что сохраняет опасность вспышки большой войны в любой момент.

Разговоры о возможности объединения двух Корей ведутся с первых дней их существования как отдельных государств, причем с обеих сторон.

Фото: © Global Look Press/Kim Jae-Hwan

Еще Ким Ир Сен в свое время предлагал создать единое государство – Демократическую Конфедеративную Республику Корё. При нем в конце 1991 года было подписано Соглашение о примирении и ненападении, сотрудничестве и обмене между Севером и Югом, в котором подчеркивается, что отношения между Пхеньяном и Сеулом – не обычные межгосударственные, а временно сложившиеся в ходе продвижения к воссоединению.

Согласно соглашению стороны взяли на себя обязательство отказаться от военно-политической конфронтации, содействовать общенациональным интересам, была сформирована Совместная военная комиссия по разработке мер военного доверия.

Кроме того, Пхеньян и Сеул даже договорились об экономическом сотрудничестве, прежде всего в освоении ресурсов, товарообмене, совместных инвестициях с целью «пропорционального развития экономики и повышения благосостояния всей корейской нации». Стороны также изъявили желание обеспечить свободное передвижение и контакты людей, переписку, встречи, воссоединение разделенных семей и родственников, восстановить прерванные железнодорожные и шоссейные дороги, открыть водные и воздушные пути.

Фото: © Global Look Press/Christian Ohde/face to face

Все это оказалось лишь благими намерениями. В реальности шаги Севера и Юга навстречу друг другу оказались символическими (культурный обмен, совместное выступление на спортивных соревнованиях и т.д). Ситуацию усугубил распад СССР и начавшийся экономический кризис в КНДР, что подтолкнуло северокорейское руководство к созданию собственного ядерного оружия, а это привело к введению международных санкций, в том числе со стороны России и Китая.

Постоянные ядерные испытания со стороны КНДР и провокационные маневры РК совместно с США в спорных водах делают объединение практически невозможным. Сегодня ситуация усугубляется фактическим возобновлением холодной войны, активной милитаризацией Вашингтоном Азиатско-Тихоокеанского региона для противостояния с Китаем. Обсуждается в том числе размещение в Японии и Южной Корее американских ракет, что явно не способствует примирению Севера и Юга.

В конце прошлого года на пленуме ЦК ТПК Ким Чен Ын объявил о смене политики в отношении Южной Кореи, заявив, что «с этой Республикой Корея объединения никогда не случится». По его словам, отношения между Севером и Югом больше не являются внутринациональными, однородными отношениями, а представляют собой отношений двух враждебных государств, двух воюющих государств, находящихся в состоянии войны (напомню, мирного договора между странами как не было, так и нет, т.е. они де-юре до сих пор в состоянии войны).

Фото: © РИА Новости/Кристина Кормилицына

Кроме того, Ким Чен Ын заявил о «нежелательности использования рудиментарных слов, вводящих в заблуждение о том, что Север и Юг – это одна и та же нация». После этого в КНДР начали уничтожаться все символы объединения: из СМИ стали удалять соответствующие материалы, перестали работать интернет-ресурсы, посвященные сотрудничеству Севера и Юга, на северокорейском телевидении начали демонстрироваться карты Кореи, включающие только территорию КНДР. Также демонтирован располагавшийся на южной окраине Пхеньяна Монумент трех хартий объединения Родины, посвященный планам северокорейского руководства по воссоединению с Южной Кореей, также циркулировали слухи о том, что Пхеньян может удалить из Конституции страны все упоминания о намерении объединить полуостров.

О каком объединении или даже сближении в таких условиях может идти речь?

Конечно, можно подумать, что слова Юн Сок Ёля – это дежурные заявления в честь памятного дня. И что он работает на внутреннюю аудиторию, большинство которой поддерживает идеи объединения. Кроме того, стоит учитывать падение популярности южнокорейского президента и его партии, которой, по оценкам экспертов, грозит громкое поражение на предстоящих выборах, а сам он может отправиться в тюрьму в связи с коррупционными обвинениями.

Фото: © РИА Новости/Рамиль Ситдиков

В этих условиях Юн вьется ужом на сковородке, то заявляя о неизбежности объединения, то совершая провокационные политические шаги, демонстрируя свой статус марионетки США. Недавно он, в частности, ставил ультиматумы России в ответ на подписание договора с Севером, предлагая «выбрать из двух Корей». Ранее его министр обороны призвал готовиться «положить конец режиму Ким Чен Ына». Согласитесь, не очень вяжется с идеей объединения.

Да и каким может быть это объединение? Юн Сок Ёль откровенно говорит о навязывании Северу своей политической модели, пытаясь выставить ситуацию так, что все северокорейцы только и ждут «прихода демократии» – т.е. намекая на свержение режима чучхе.

Очевидно, южнокорейский лидер мечтает повторить германский сценарий объединения, которое объединением и не было – это было поглощение ГДР со стороны ФРГ, ставшее возможным лишь с попустительства тогдашнего советского руководства, сдававшего позиции по всему миру. Сегодня ситуация иная: гаранты существования КНДР – Россия и Китай – свои позиции только укрепляют. С Москвой у Пхеньяна подписан договор, подразумевающий обязательства выступить на стороне друг друга в случае войны. Мечты Юна явно лишены оснований.

Впрочем, повторю. Юн – это лишь марионетка, расходный материал, который, проиграв выборы, может оказаться на нарах, как многие его предшественники. Но едва ли стоит надеяться на то, что на его место придет более самостоятельный и готовый к разрядке политик. Особенно на фоне того, что США явно делают ставку на эскалацию.

Так что для Сеула сегодня куда более реален не германский, а вьетнамский сценарий объединения. Напомню, Вьетнам также был разделен на Северный и Южный. Последний был фактическим протекторатом США – в итоге не смогли удержать его, бросив своих марионеток на произвол судьбы и умотав из страны, после чего она оказалась объединена властью Севера. Сегодня Вьетнам един как никогда, оставаясь одной из самых динамично развивающихся экономик региона и серьезным политическим игроком. Такая перспектива, уверен, вполне пришлась бы по душе жителям обеих Корей. И этот сценарий становится неизбежным в случае, если Вашингтон постарается развязать новую войну.

Источник: ren.tv