Третий месяц продолжается то, что на Украине называют громким словом «контрнаступление». Впрочем, киевские пропагандисты долго не могли определиться с его началом, и даже, когда уже шли активные боевые действия на направлении главного удара – в Запорожской области, некоторые деятели пытались убедить нас, что «контрнаступ» пока не начинался, но начнется вот-вот, а то и вовсе – состоится осенью.
То ли таким образом в Киеве пытались усыпить бдительность российских военных, застать их «врасплох» внезапным ударом там, где их не ждут. То ли в украинском военно-политическом руководстве полный бардак и непонимание того, как надо действовать, а главное – того, чего они на самом деле хотят, и единственной константой является жесткие требования Запада начать уже показывать хоть что-то.
Скорее всего, именно второе, поскольку Зеленскому было бы выгодно тянуть с контрнаступлением как можно дольше. Это позволяет, с одной стороны, получить больше денег и оружия с другой – кормить население обещаниями, что нужно еще немного подождать, вот-вот мы начнем и будем непременно побеждать. А главное, затягивание времени позволило бы избежать боевых действий, которые, как минимум, в любом случае, сопровождаются значительным количеством жертв, а могут и воске привести к истощению и поражению.
Западу, безусловно, тоже выгодно тянуть время, но так, чтобы истощать Россию, а значит, боевые действия должны вестись. К тому же, западным лидерам тоже нужно что-то говорить своему электорату, объяснять, на что пошли деньги, потраченные на Украину, демонстрировать «успехи». Поэтому, «контрнаступ» просто обязан был состояться.
Сегодня можно смело говорить (да и уже вчера можно было) о его провале. Даже, несмотря на то, что силы, которые Киев подготовил только в Запорожской области – колоссальные, и это далеко не только «пушечное мясо», которое по всей Украине в прямом смысле ловили несколько месяцев, среди них – прошедшие обучение в западных лагерях боевики. Я уж умалчиваю о вооружении – ни одна армия мира со времен Второй мировой не получала такого количества лучших образцов техники НАТО. Но все это не помогло.
Уже с первых дней использования западной техники в Запорожской области мир был шокирован кадрами её массового уничтожения. Это, не говоря о страшных потерях личного состава, давно затмивших Артемовск, ранее являвшийся символом бессмысленного перемалывания целых соединений. По некоторым данным, за два месяца потери ВСУ превысили 50 тыс. человек.
Возможно, это можно было бы оправдать какими-то существенными успехами, ведь «пиррова победа», как ни крути – тоже победа. Но успехи, если и есть – минимальны – пара тройка километров «отгрызанной» неимоверными усилиями территории, которую и на карте не сразу найдешь.
В реальности ВСУ даже не прошли «предполье»российской обороны, по сути, в течении двух месяцев ведя бои с передовыми силами боевого охранения и их опорными пунктами, даже не представляющими сплошной оборонительной линии. А ведь по плану должны были подойти к первой линии за пару дней и сломать е максимум за неделю. При этом, понеся такие потери, которые еще долго не получится никак компенсировать.
А главное – никаких выводов не сделано, убийственная тактика «мясных штурмов» продолжается, как будто они и впрямь рассчитывают на переход количества в качество, и что когда-нибудь им удастся пробить лбом стену, не взирая на повреждения этого лба.
Почему, несмотря на столь значительные силы, задействованные в контрнаступлении, ВСУ не смогли добиться практически ничего?
Во-первых, безусловно, сказывается огромная разница в огневой мощи в пользу России и контроль российской авиацией воздушного пространства. Это, безусловно, азы военного дела, и абсолютно правы те представители киевского режима, которые требуют у Запада самолетов и дальнобойных ракет. Без этого пытаться проломить российскую оборону совершенно бесполезно.
Впрочем, огромное значение имеет и та работа над ошибками, которая была проведена российскими военными после осеннего прорыва ВСУ в Харьковской области. Тогда Киев смог добиться успеха исключительно благодаря эффекту неожиданности, ВС РФ оказались не готовы к такому удару и банально не успели создать группировку, необходимую для его отражения. Кроме того, там практически не было никаких укреплений, поэтому резко превосходящие по численности украинские войска входили на занятую Россией территорию как теплый нож в масло.
Выводы были сделаны. Во-первых, на Запорожском направлении, которое изначально рассматривалось как направление главного удара, поскольку противник имел стратегическую цель выход к Азовскому морю, перерезание сухопутного коридора в Крым и рассечение нашей группировки, была создана группировка, достаточная для отражения любого удара. Во-вторых, была выстроена грамотная система обороны, в первую очередь, защитных сооружений – то, что на Западе назвали «линией Суровикина»: траншеи, эскарпы, надолбы и тд. Все это я своими глазами несколько раз видел, когда возил гуманитарку в район Токмака – впечатляло. Были были применены новые технологии установки минных полей, в том числе, дистанционными методами, что создало наступающим значительные проблемы. В целом можно говорить и о том, что российские вооружения оказались на голову выше западных образцов.
Но главное – были проведены работы над ошибками по итогам прошлогодней компании. Взять хотя бы провальные попытки взятия Харькова, продемонстрировавшие убийственную несогласованность, отсутствие единого командования, целеполагания и элементарно связи между войсками, отсутствие грамотной разведки и т.д. Сейчас эти ошибки исправлены. Грамотно выстроенная оборона дополнена решением проблемных вопросов технического оснащения (коптеры, связь, тепловизоры и т.д), ростом подготовки командиров и управления войск, повышенной мотивацией бойцов, уровня боевого мастерства и боевого духа.
Интересно, а проведёт ли работу над ошибками противник? Или так и будет биться лбом в стену. Пока не расшибёт его окончательно?
Директор центра геополитических исследований Института инновационного развития Дмитрий Родионов
Источник: zavtra.ru