Санду еще и Румынии навяжет «президента диаспоры»

Директор Центра геополитических исследований ИИР Дмитрий Родионов  — о том, какие идеи выдвигают западные чиновники через СМИ Европы и США о разделе территорий Украины и что за этим стоит.

Настоящую сенсацию в минувшие выходные принесли выборы президента Румынии. Абсолютным лидером голосования стал ультраправый критик НАТО и ЕС и сторонник сближения с Россией Кэлин Джорджеску, которого еще накануне все считали аутсайдером этой компании.

Если еще месяц назад, согласно опросам, он занимал шестую строчку рейтинга кандидатов с 5,4% поддержки, то в ходе реального голосования получил 22,95%. У действующего премьер-министра страны, представителя Социал-демократической партии (СДП) Марчела Чолаку, которому многие прочили уверенную победу в первом туре, – всего 19,5% и третье место.

Поскольку никто из кандидатов не получил более половины голосов, согласно румынскому законодательству стране предстоит второй тур, где оппонентом Джорджеску станет кандидат от оппозиционной либеральной партии «Союз спасения Румынии» Елена Ласкони (19,18% в первом туре).

Многим россиянам фамилия Джорджеску до недавнего времени вообще ничего не говорила. В Румынии он известен как правоконсерватор, заявлявший, что НАТО не дает Румынии защиту, критиковавший наличие в стране американской базы и особенно помощь Украине, поддерживавший политику таких лидеров, как президент России Владимир Путин и премьер Венгрии Виктор Орбан.

В частности, Джорджеску называл Украину «вымышленным государством», а размещение американского комплекса противоракетной обороны Aegis Ashore на румынской военной базе в Девеселу – «позором дипломатии», за что получил реноме якобы пророссийского кандидата и чуть ли не агента Кремля. В прямом смысле – профессор политологии в Университете Бабеша-Бойяи Серджиу Мискою в комментарии британскому The Guardian не исключил вмешательства России в электоральный процесс.

Впрочем, это «нормально» для Запада – всегда обвинять Россию во вмешательстве. Особенно если неожиданно для всех побеждает несистемный политик. Но можно ли Джорджеску считать «пророссийским»?

С точки зрения Запада, любой, кто выступает против поддержки Украины и противостояния с Россией, – пророссийский. В реальности все же надо понимать, что это далеко не всегда так. Большинство носителей этого ярлыка – пронациональные, не готовые жертвовать интересами своей страны ради химеры евроатлантического единства. Тот же премьер Венгрии Виктор Орбан, выступающий против конфронтации с Россией, при этом вечно вспоминающий 1956 год и заявляющий о том, что он не хотел бы получить венгерско-российскую границу (т.е. дать Москве забрать себе всю Украину) – он пророссийский или нет? Для Запада – да. Для нас не все так однозначно.

Румыния, хоть и была нашим противником во Второй мировой, до этого почти 20 лет оккупировала российскую Бессарабию. Даже будучи страной НАТО, на территории которой размещены нацеленные на нас ракеты, не является оголтело русофобской страной, как республики Прибалтики или Польша. Отношение румын к россиянам скорее нейтральное. К тому же наши страны объединяет православная вера. Наконец, многие румыны открыто ностальгируют по временам Чаушеску, так что никакого антисоветизма там нет в отличие от той же Венгрии.

При этом румыны устали от статуса одной из первых мишеней в случае новой мировой (на территории страны располагается одна из двух европейских баз американской ПРО). А еще больше устали от поддержки Украины, с которой страна граничит и вынуждена принимать немалое количество беженцев, неся куда большие издержки, чем страны Западной Европы.

К тому же в Румынии некоторые земли нынешней Западной Украины считают исторически своими. Как минимум Северную Буковину – Черновицкую область, где в некоторых населенных пунктах румын проживает больше половины (в районе Герца их и вовсе большинство – около 95% населения). Как максимум – все те земли, что Румыния оккупировала во Второй мировой вплоть до Винницы.

Прошлой весной лидер партии SOS Диана Шошоакэ внесла в сенат страны законопроект, подразумевающий аннексию у Украины территорий, принадлежавших некогда Королевству Румыния под предлогом защиты идентичности румынского населения, численность которого оценивается в примерно миллион человек. Разумеется, этот документ не прошел, его появление многие восприняли как экстравагантную выходку маргинального сенатора. Однако по итогам нынешних выборов можно предположить, что с мнением Шошоакэ согласны многие в Румынии.

Сама Шошоакэ в президентских выборах не участвовала, хотя ее партия на выборах в Европарламент получила более 5% голосов, что говорит о высокой востребованности. На ее поле сыграл Джорджеску, собрав весь протестный электорат.

Конечно, он личность противоречивая. В частности, он оправдывал пособника Гитлера румынского диктатора Йона Антонеску, называл его и его сторонников «героями, благодаря которым национальная история жила». Из-за этого заявления он получил скандальную известность и уголовное дело по обвинению в восхвалении виновных в геноциде. Даже в ультраправой националистической партии AUR, которая годом ранее выдвигала его на пост премьер-министра, от него открестились и разорвали с ним отношения.

Кроме того, он откровенный популист, который вел свою кампанию в основном в TikTok, не имел собственного предвыборного штаба…

В то же время он является воплощением того, что сегодня хотят видеть румыны, уставшие от диктатуры Брюсселя, навязывания ЛГБТ*-повестки, засилья мигрантов, опасных игр в репетицию Третьей мировой вместе с НАТО. Его результат – это итог тех процессов, которые идут по всей Европе: Венгрии, Словакии, Франции, Германии и даже в Нидерландах.

И Джорджеску имеет реальные шансы стать президентом Румынии.

Разумеется, даже если он им станет, это едва ли что-то изменит для нас, Румыния – беднейшая страна ЕС, которая мало на что влияет. К тому же это парламентско-президентская республика – в лучшем случае станет чем-то вроде Болгарии, где вменяемый президент мало что может противопоставить невменяемо-русофобскому правительству. Тем не менее пазл постепенно складывается не в пользу евроатлантистов.

Поэтому можно не сомневаться, что противники перемен сделают все, чтобы помешать Джорджеску победить во втором туре.

Как? Для начала объединившись против него. Этот сценарий сыграл против националиста Вадима Тудора в 2000-м, когда во втором туре против него объединились все его оппоненты, включая правых, чтобы дать победить социал-демократу Иону Илиеску.

Если сложить результаты Ласкони и Чолаку, будет уже 38%, и эта цифра может оказаться больше за счет других кандидатов, не желающих видеть Джорджеску президентом.

Возвращаясь к румынской электоральной истории. Можно вспомнить 2009 год, когда победу Траяну Бэсеску буквально «натянули» в последний момент – своего соперника он обошел во втором туре с минимальным отрывом в 1%. Как выяснилось позднее, власти Румынии для достижения нужного результата использовали голоса диаспоры – тогда наблюдатели поражались небывалой явке румынских граждан за рубежом (на участках в Париже по статистике голосовало пять избирателей в секунду). Кроме этого, именно на зарубежных участках фиксировались массовые вбросы бюллетеней.

По оценкам того же Бэсеску, диаспора насчитывала тогда около 8 миллионов человек. Для сравнения: население самой Румынии – около 20 миллионов. Большая часть этой диаспоры проживает на постсоветском пространстве. Главным образом в Молдавии, где более 75% жителей имеют румынские паспорта.

Наверняка этот ресурс будет задействован по полной. Так, политолог, директор Центра анализа Balkan-Centre Сергей Манастырлы убежден, что президент Молдавии Майя Санду и правящая партия «Действие и солидарность» (ПДС) намерены усилить давление на граждан республики, обладающих румынскими паспортами, чтобы обеспечить их участие во втором туре президентских выборов в Румынии. Думаю, не нужно пояснять за кого.

К слову, сама Санду получила прозвище «президент диаспоры», потому что на недавних выборах победила только за счет голосования за рубежом, в самой стране она проиграла своему конкуренту Александру Стояногло.

Теперь Кишинев может обменяться опытом с Бухарестом. И в Румынии появится свой «президент диаспоры»? Или же румыны проявят сознательность и массово придут на участки внутри страны, чтобы не дать в очередной раз навязать им президента меньшинства?

Увидим уже 8 декабря!

* ЛГБТ-движение признано экстремистским в РФ

Источник: ren.tv