Чем обернутся удары киберпартизан по ключевым объектам противника
Противостояние России с коллективным Западом может полноценно освоить новое пространство — кибербезопасности и информационных технологий. В отличие от военной стратегии, в такой борьбе могут появиться совершенно неожиданные ходы и исходы.
14 июня хакерские группы Killnet, Revil и Anonymous Sudan рассказали, что планируют масштабную атаку на банковскую систему Европы в течение 48 часов. При этом из заявлений хакеров явно следовало, что они сочувствуют России и выступают против Запада.
«Это не DDoS-атака, игры окончены. „Нет денег — нет оружия — нет киевского режима“ — эта формула будет работать», — пообещал представитель Killnet в маске. «Нет денег — нет проблем. Revil достаточно ознакомлен с европейской финансовой инфраструктурой», — вторил ему представитель Revil.
Обращает на себя внимание, что все три группы русскоязычных анонимных хакеров стали известны после начала СВО. Они взломали сайт группировки Anonymous, которая в знак солидарности с киевским режимом объявила кибервойну России. За время проведения спецоперации вышеназванные три группы устроили несколько атак на серверы западных госорганов и крупных корпораций. Например, они взламывали Lockheed Martin, которая производит артиллерийские системы HIMARS. Атакам подвергались также портал ФБР, компания Starlink (обеспечивает связью ВСУ) и серверы системы обучения войск НАТО. Были раскрыты персональные данные украинских военных и натаскивающих их инструкторов Североатлантического альянса.
Теперь хакеры-мстители переключились на банки. Начать атаку за двое суток, может, и не получилось. Но 19 июня поступила информация, что хакеры успешно заразили вирусом сети Европейского инвестиционного банка — государственного учреждения ЕС для финансирования программ в отстающих районах Европы. На очереди, как заявляют атакующие, система межбанковских платежей SWIFT, от которой после начала СВО отключили российские банки. Потом последуют другие системы переводов, финансовые структуры, и активность будет нарастать в геометрической прогрессии.
Понятно, что финансовые учреждения не сидят без дела и к атакам готовятся. Как говорят специалисты, из всех серверов и сетей самые защищенные — у банков. Всё контролируется несколькими дата-центрами, и атака на один из них ничего не решит. Даже если его вырубят на неделю, банковская система продолжит работать. У нее многоуровневая система защиты со всевозможными фильтрами.
Важно отметить, что последние десятилетия количество кибератак по всему миру постоянно увеличивалось. При этом, несмотря на все риски, повышалась степень зависимости различных систем от информационных сетей. То есть создавались всё более совершенные меры защиты от злоумышленников. К примеру, правительство России разработало долгосрочную стратегию развития отрасли связи до 2035 года. Проект предполагает достижение технологического суверенитета страны и построение безопасной информационной среды. Только в текущем году изготовители высокотехнологичных устройств получат субсидии от государства на сумму около 3,5 млрд рублей.
Но самое интересное в другом. До последнего времени само по себе обвинение в кибератаках звучало во всех уголках мира, как подозрение в чем-то совершенно непристойном. И карать за доказанные факты кибератак всегда обещали очень строго, вплоть до наложения санкций на целые страны. Скажем, американские политики обвиняли китайских хакеров в попытках атак на учреждения США, поднимали истерику в СМИ и обсуждали кары в Конгрессе, а официальный Пекин отбивался от нападок и никогда не признавал себя виновным. Теперь мы видим, что сразу несколько хакерских групп фактически открыто заявили о связи с Россией. По крайней мере, о симпатии.
И ведь очевидно встает вопрос, как на это будет реагировать Запад? Если он попытается нанести ответный удар? Специалисты там есть. И, возможно, нынешние атаки на европейские банки никак не связаны ни с какими россиянами, а изначально — провокация западных спецслужб как повод для кибератак на российские объекты. И какая бы версия ни оказалась реальной, приходится признать, что мы начинаем жить в другом мире.
Директор информационно-аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков замечает, что независимо от политической повестки расходы на компьютерную безопасность будут вынуждены увеличивать все:
— Сейчас очень тяжелая геополитическая ситуация, совсем иная, нежели прежде. Но важно понимать, что среди хакеров есть люди разной национальной принадлежности. То есть если одни хакеры объявили об атаках и их осуществляют, то они ничуть не хуже тех, кто ничего не говорит, но делает то же самое.
Просто есть публичные действия, а есть непубличные. И последние могут быть направлены против России. На мой взгляд, ни то, ни другое нельзя считать приемлемым. Потому что направлено против закона, частной и общественной собственности. Но мир далек от идеала.
«СП»: Можно ждать, что в ответ на атаку русскоязычных хакеров придет ответ?
— Так может быть. Но тут есть такой аспект. Хакеры, как правило, это не штатные сотрудники спецслужб. Сегодня они могут себя вести одним образом, а завтра другим. И из какой бы страны ни была атака, это нарушение правил. Я к этому так отношусь. Но кто истинный виновник? С этим тоже сложно. Были случаи, когда американские хакеры взламывали сети Пентагона. Плохие они или хорошие, раз атаковали свое государство? Очевидного ответа тут нет.
«СП»: Насколько системы становятся безопасными?
— Нельзя сказать, что соотношение между хакерами-взломщиками и системами безопасности 90 на 10, или 40 на 60. Нет, это обычно 50 на 50. Одну проблему решают, появляются другие. И на обеспечение безопасности год от года будет требоваться всё больше средств.
Заместитель директора Института инновационного развития Денис Зоммер считает, что сегодня главная уязвимость любой технической системы заключена в непонимании целей атак:
— Логика развития событий ясна. Одни говорят, что начинают атаковать и делают это. Но неизбежно, что западные государства, которые тоже обладают специалистами, будут атаковать в ответ. И эта ситуация объяснима в условиях глобального противоборства.
Только нынешнее противостояние совсем не то, что было в годы Холодной войны. Тогда между собой боролись две социальные системы: более справедливая от социалистического блока и менее справедливая от мира капитализма. Сейчас, с точки зрения идей, противостояние сглажено. Запад борется за то, чтобы ресурсы других территорий управлялись им. И его в меньшей степени беспокоит суть политики, которая проводится той или иной страной. Скажем, американцы сотрудничают с государствами, где продолжают казнить по религиозным мотивам.
«СП»: Изменились и технологии.
— Во времена Холодной войны ходил анекдот о перестрелках на китайско-финской границе. Сейчас мы видим, что действительно прежние географические ограничения уже не работают, и анекдоты стали реальностью. Это делает мир опасней.
В нынешнее время уже считается, что все средства хороши. В том числе и попытки обрушить банковскую систему, чтобы дестабилизировать обстановку на Западе. Но по факту мы получим лишь продолжение прокси-конфликта. Его самая горячая часть идет на Украине. Там силами Запада фактически создано террористическое государство, которое ведет борьбу с Россией.
«СП»: Получается, что хакерские атаки не способны переломить общую ситуацию.
— Тут важнее другой аспект. Борьбу с нами и многими народами со стороны Запада ведет капитал. Его можно назвать капиталом постиндустриальным, постмодернистским, глобальным, как угодно. Но для любого капитала главное выгода. Он найдет прибыль при столкновении и договоренностях с любой страной. Использование искусственного интеллекта, хакерские атаки, улучшение систем кибербезопасности в итоге упираются в конкретную выгоду.
«СП»: Как-то можно уберечься от кибератак со стороны Запада?
— Тут всё зависит от российского государства. Запад воспринимает как слабость, если вначале представители государства говорят о «красных линиях», угрожают разными мерами, а в итоге ничего не происходит.
Кстати, интересно, какая реакция будет на атаки западных банков в России. Возможно, многие люди подумают, что, пока политики занимаются странным торгом с Западом, нашлись талантливые ребята из народа и начали действовать.