В Нью-Йорке 19 сентября состоялась встреча президента США Джо Байдена с лидерами пяти среднеазиатских государств (Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и Туркмении) в рамках первого президентского саммита формата «С5+1».
Этот формат был создан в 2015-м, однако до этого встречи проходили на уровне глав МИД «пятерки» с госсекретарем США. Встреча на уровне президентов — первая, потому к ней приковано повышенное внимание.
Разумеется, на фоне СВО и жесткого политического и экономического клинча России и Запада этот саммит еще до его проведения воспринимался как попытка США перетянуть страны региона на свою сторону в этом противостоянии. Или, во всяком случае, прощупать почву.
Это хорошо понимают в Москве. Глава российского МИД Сергей Лавров, комментируя предстоящее мероприятие, отметил, что недружественные государства давят на партнеров России. «Если называть вещи своими именами, то речь идет о попытках угрозами и шантажом заставить наших союзников отказаться от законного сотрудничества с Россией. С пониманием относимся к тому, что в условиях внешнего давления наши партнеры вынуждены проявлять осмотрительность. Естественно, с нашей стороны предпринимаются встречные шаги», — сказал он.
Тем не менее официально все подавалось как стремление США интенсифицировать сотрудничество со странами региона. Тем более что Касым-Жомарт Токаев, Шавкат Мирзиеев, Садыр Жапаров, Эмомали Рахмон и Сердар Бердымухамедов и так ехали в Нью-Йорк на сессию ГА ООН. Почему бы и к Байдену «в гости» не зайти?
Это исторический момент, заявил президент США, приветствуя коллег. «Мы развиваем многолетнее тесное сотрудничество между странами Центральной Азии и Соединенными Штатами – сотрудничество, основанное на нашей общей приверженности суверенитету, независимости и территориальной целостности. На мой взгляд, сейчас эти принципы важны как никогда. И сегодня мы поднимаем наше сотрудничество на новый уровень», – сказал он лидерам региона. И уже здесь можно услышать четкий намек на главную цель США – максимально оторвать регион от России, которая на фоне украинских событий по логике Вашингтона и является главной угрозой суверенитету и территориальной целостности бывших союзных республик.
Как сообщает пресс-служба Белого дома, Байден пообещал продолжать сотрудничество по вопросам безопасности границ, борьбы с терроризмом и деятельности правоохранительных структур. Кроме того, по его словам, США заинтересованы в создании более благоприятной бизнес-среды для торговли и инвестиций американских частных предприятий в экономику региона. Он заявил о намерении запустить бизнес-платформу в дополнение к дипломатической платформе «С5+1».
Сообщается, что Американское агентство по международному развитию (USAID) организует для этого министерскую встречу «для обсуждения конкретных действий», которые будут «способствовать инклюзивному и устойчивому экономическому развитию».
Что за конкретные действия – пока не раскрывается, но тут надо понимать, что такое USAID, которое было в свое время выдворено из России за попытки через распределение грантов влиять на политические процессы, в том числе вмешиваясь в выборы, открыто лоббируя интересы США при принятии законов и т. д. Кроме того, эта контора известна финансированием подрывных операций по всему миру в сотрудничестве с ЦРУ.
Как заявила еще год назад представитель USAID Анджали Каур, Вашингтон стремится «отстыковать» Центральную Азию от российской экономики. Как говорится, ноу комментс…
Пресс-служба американского президента также сообщает, что Вашингтон предлагает начать диалог со странами региона для разработки огромных залежей полезных ископаемых. «Мы обсуждаем потенциал нового диалога по критически важным минеральным ресурсам для укрепления нашей энергетической безопасности и цепочек поставок на годы вперёд», – заявил Байден.
Очевидно, это камень уже в огород Китая, который в последние годы активно теснит страны Запада, контролирующего значительную часть того же нефтяного сектора в том же Казахстане.
Американский лидер также обратил внимание на важность сотрудничества в целях обеспечения «устойчивых и безопасных цепочек поставок для поддержки будущего энергетического ландшафта». Очевидно, имеется в виду наращивание поставок нефти и газа в Европу, которые должны заменить ей выпавшие российские объемы.
Наконец, Байден отметил, что эти усилия выступают частью поддержки США по привлечению инвестиций и развитию Транскаспийского коридора – торгового маршрута из Китая в Европу в обход России, объем грузоперевозок по которому в 2022 году увеличился в три раза, а в первом полугодии текущего года вырос почти в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого. Стоит напомнить, что произошло это в результате антироссийских санкций из-за СВО. Западу выгодно укреплять коридоры, которые идут в обход России.
Не обошлось, конечно, и без ложки дегтя для лидеров стран региона: президент США коснулся проблемы «прав человека» в странах региона. Накануне встречи Human Rights Watch призвала Байдена отдать приоритет этой проблеме, приведя в пример ситуацию в Казахстане в январе прошлого года, подчеркнув, что Вашингтону нужно настаивать на проведении независимого расследования и привлечении к ответственности виновных в нарушении прав человека и «не допустить того, чтобы казахстанский Кровавый январь выпал из повестки дня». По мнению правозащитников, нужно добиться от государств региона «гарантий по основополагающим стандартам верховенства права и прав человека».
Понятно, что вопрос прав человека всегда подвержен двойным стандартам, и, если США поднимают его, это намек: мол, мы знаем все ваши слабые места и можем при необходимости надавить на них.
Стоит отметить, что в сообщениях пресс-службы Белого дома не упоминается обсуждение вопроса антироссийских санкций, а ведь именно этот вопрос больше всего занимает Вашингтон в отношениях со странами региона. Можно не сомневаться, что он не просто обсуждался, ему было уделено первоочередное внимание. «Мы пристально следим за соблюдением санкций. Мы также обсуждаем с нашими партнерами сопутствующие экономические последствия», – заявил еще в феврале в ходе визита в Казахстан госсекретарь Энтони Блинкен.
Вашингтон в последнее время все чаще высказывает недовольство странам региона по поводу их помощи Москве с параллельным импортом, объем которого между Россией и ее партнерами постоянно растет, как и число компаний с участием российского капитала в этих государствах. Уже последовали и конкретные действия – санкции против четырех киргизских и одной казахстанской компаний, которые, по мнению американского Минфина, поставляли РФ запрещенные технологии.
Трудно пока сказать, насколько это подействует, но стоит вспомнить, что крупнейшие банки региона перестали работать с российской платежной системой «Мир», после того как Минфин США пригрозил введением ограничений.
Впрочем, помимо «кнута», есть у Вашингтона и «пряник». По словам Байдена, обращенным к президентам стран региона, партнёрство по глобальной инфраструктуре и инвестициям будет способствовать региональной экономической интеграции и устойчивости. Какие инвестиции готовы предложить американцы, опять же пока неизвестно. Но можно вспомнить слова Блинкена, сказанные в начале года в Астане о том, что странам региона будет выделено $25 млн на диверсификацию торговых маршрутов. Довольно-таки неубедительно на фоне тех потерь, которые они могут понести в случае сворачивания сотрудничества с Россией.
Кроме того, недавно в Сенате США заикнулись о том, что в отношении Узбекистана, Казахстана и Таджикистана может быть отменена поправка Джексона-Вэника (в отношении некоторых стран бывшего СССР она действует до сих пор). Впрочем, это тоже не очень мотивирует – в конце концов, все мы привыкли десятилетиями жить с этой поправкой, не особо обращая на нее внимание.
В целом состоявшуюся встречу можно скорее назвать «зондированием» со стороны Вашингтона. Трудно сказать, достигнуты ли были какие-либо конкретные договоренности. Президенты стран региона в кулуарах встречались также с представителями американского бизнеса, однако понятно, что это уже экономическая имплементация, основные вопросы решались в области политики, причем за закрытыми дверями, без прессы. Скорее всего, встреча была нужна Вашингтону для обозначения намерений, а лидерам стран региона дано время подумать.
В ходе встречи Байден допустил скорое проведение второго подобного саммита уже в одной из стран Средней Азии. И там президент США, скорее всего, уже захочет получить конкретные ответы на конкретные вопросы…
Директор центра геополитических исследований Института инновационного развития Дмитрий Родионов
Источник: Ритм Евразии