Приднестровье в эти дни вспоминает Бендерскую трагедию. 32 года назад под предлогом наведения конституционного порядка молдавские войска напали на город Бендеры. За несколько дней погибло около 700 жителей непризнанной республики, больше тысячи было ранено, десятки тысяч стали беженцами, город был серьёзно разрушен. Война не превратила республику в руины, как Абхазию или Нагорный Карабах, но надолго изменила реальность.
Бойня стала кульминацией конфликта, который длился с конца 1980-х годов, когда в Кишинёве к власти пришли националисты, взявшие курс на выход из СССР и присоединение к Румынии. Левый берег в сентябре 1990-го решил остаться в составе Союза и провозгласил Приднестровскую Молдавскую Республику, что вызвало резкую неприязнь Кишинёва. Власти понимали: если не удержать эту территорию, может возникнуть эффект домино, ведь в то же время независимости потребовали гагаузы, проживавшие на юге Молдавии.
С самопровозглашённой Республикой Гагаузия в 1990 году у Кишинёва едва не началась война, но её удалось избежать. Казалось, удастся предотвратить её и в Приднестровье. 18 июня 1992 года парламентарии Молдавии и Приднестровья утвердили принципы мирного урегулирования, но этот вариант не устроил руководство Кишинёва, которое стремилось силой подавить непокорную республику. В ночь на 19-е силы молдавской армии, полиция и боевики добровольческих отрядов вторглись в Бендеры. За сутки, многократно превосходя защитников города как в живой силе, так и в технике, они смогли захватить его ключевые пункты и взять город в кольцо.
Несмотря на явное преимущество противника, приднестровцы четыре дня вели ожесточённые уличные бои. Неизвестно, чем бы всё кончилось, если бы не вмешательство принявшего командование российской 14-й армией генерала Александра Лебедя, который так напугал кишинёвские власти, что они, по слухам, были готовы бежать в Румынию.
С июля 1992 года в Приднестровье не звучат выстрелы. Между сторонами нет этнической вражды, как в других конфликтах на постсоветском пространстве. Два берега Днестра всё это время не запирались друг от друга, а взаимодействовали во многих сферах и вели торговлю. Приднестровье – важный промышленный регион, но возможности его внешнеэкономической деятельности зависят от Кишинёва. Последний же остро нуждается в приднестровской продукции, особенно в электроэнергии, которую получает главным образом с Молдавской ГРЭС, расположенной на левом берегу. Тем не менее, несмотря на всё это, за 32 года приблизиться к разрешению конфликта не удалось.
Фактическое поражение в войне способствовало отстранению от власти наиболее ярых сторонников унионизма (объединение с Румынией) и снижению популярности их идей. В 2001 году властных позиций достигла Партия коммунистов Республики Молдова, которая декларировала «молдовенизм» в противовес «румынизму», дружбу с Россией, легализацию русского языка как второго государственного и тому подобное. В 2003-м появился «меморандум Козака», который подразумевал объединение Кишинёва и Тирасполя в рамках федерации с фактическим сохранением российской военной базы.
Однако реализация этого плана явно не соответствовала намерениям США в отношении региона.
Согласно распространённой версии, звонок из Вашингтона стал причиной того, что тогдашний президент РМ Владимир Воронин отказался подписывать ранее парафированный договор, испугавшись перспективы цветной революции.
Цветная революция в Молдавии всё же произошла в 2009-м. Коммунисты потеряли власть, их место занял конгломерат прозападных сил, договариваться с которыми Тирасполю было не о чем.
Победа на президентских выборах в 2016 году условно пророссийского кандидата Игоря Додона ничего не изменила – реальные рычаги управления оставались в руках у тех, кто продолжал ориентироваться на Запад. Приход к власти в конце 2020-го Майи Санду окончательно закрыл окно возможностей для компромисса. Санду ещё до вступления в должность обещала добиться вывода российских миротворцев из ПМР, что многими расценивалось как угроза возобновления конфликта.
Собственно Кишинёва Тирасполю бояться нечего. Армия ПМР действительно во многом превосходит армию РМ: её вооружённые силы насчитывают 15 тысяч человек, в случае мобилизации их число может быть увеличено до 80 тысяч; прибавим к этому 1,7 тысячи российских военных на территории республики. Армия Молдавии включает 5150 человек плюс 58 тысяч в запасе. Ситуация с техникой у Кишинёва тоже неважная: боеспособной авиации нет, танков нет (Тирасполь имеет около 20 вполне боеспособных Т-64), реактивных систем залпового огня – 11 штук против 30 у ПМР.
Многие эксперты высказывают опасения по поводу того, что помощь Молдавии в «восстановлении территориальной целостности» могут оказать другие игроки. Например, Румыния, где всё чаще звучат заявления о том, что Молдавия – «румынская земля» и должна быть присоединена. Бухарест был бы не прочь «поживиться» за счёт не только Молдавии, но и распадающейся Украины (Южная Бессарабия и Северная Буковина), однако едва ли вступит в конфронтацию с Россией. Румыния – член ЕС и НАТО и не станет действовать без оглядки на них, но также можно предположить, что в случае давления Вашингтона она не сможет отказаться от участия в войне Альянса с Россией.
Куда более опасной выглядит Украина, которой нечего терять, особенно если ВС РФ начнут наступление в Николаевской и Одесской областях. В этом случае открытие второго фронта в не имеющем границы с Россией Приднестровье, куда Москва будет вынуждена перебрасывать резервы с других направлений, с военной точки зрения выглядит логично. Несмотря на все разговоры, пока нет никаких признаков того, что украинский президент Владимир Зеленский может пойти на это.
Тем не менее обстановка остаётся напряжённой.
Кишинёв, с одной стороны, продолжает экономическое давление на Тирасполь, с другой – демонстративно проводит в годовщину Бендерской трагедии провокационные учения «Щит мира – 2024» с участием стран НАТО, на которых наверняка будет отрабатываться война на левом берегу Днестра.
Что бы ни послужило поводом для неё, каким бы ни был состав участников, очевидно, что такая война будет куда серьёзнее событий 32-летней давности. Тем более что России для защиты ПМР придётся перебрасывать значительные силы в регион или идти на крайние меры, вплоть до угрозы ядерного удара. Добавим, что весной 2022 года заместитель командующего войсками ЦВО Рустам Миннекаев назвал одной из целей нового этапа специальной военной операции обеспечение коридора в Приднестровье. Значит, у Москвы есть понимание того, что это неизбежно, и она знает, как на это реагировать.
Директор Центра геополитических исследований ИИР Дмитрий Родионов
Источник: octagon.media