Запад тратит на войну больше России, но проигрывает — Дмитрий Родионов

Визит главы Министерства обороны США Ллойда Остина в Киев на прошлой неделе завершился выделением нового пакета военной помощи Украине. Как 25 ноября заявили в пресс-службе Пентагона, поставки на сумму 100 млн долларов будут проводиться из собственных запасов Пентагона.

Напомню, что у США нет больше «лишних» денег на финансирование Украины, американские законодатели заявили об этом еще в конце сентября, и чтобы избежать шатдауна, был принят проект финансирования правительства без выделения денег Киеву. Дальше началась война в секторе Газа, и Белый дом попытался увязать помощь Израилю (чувствительный вопрос для оппозиционных республиканцев) с помощью Украине, выделив на эти цели аж 106 млрд (60 из которых полагаются Украине), но и тут ничего не получилось.

В итоге в обеих палатах конгресса был достигнут компромисс о продолжении финансирования правительства без привязки к финансированию и Израиля, и Украины. Компромисс как двухпалатный, так и двухпартийный, изменить уже ничего нельзя, а вето президента будет означать неизбежный шатдаун. Впрочем, похоже, в администрации Дж. Байдена с этим смирились.

Таким образом, Киев не получит денег от США до конца января 2024 года! Ранее же Белый дом объявил об израсходовании 96% выделенных на Украину средств. Поэтому-то Пентагону приходится шарить в «закромах», выискивая случайно завалявшиеся средства.

Выделение 100 миллионов долларов на фоне того, что Украина получила ранее, и впрямь выглядит как выгребание мелочи из-за подкладки кармана.

Канадский экономический портал Visual Capitalist опубликовал интересную инфографику, из которой следует, что с начала спецоперации в конце февраля прошлого года Украина получила от Запада около $233 млрд, 70% этой суммы выдали США и ЕС.

По данным портала, большую долю помощи Украине занимает военная поддержка, затем идёт финансирование госструктур, на последнем месте гуманитарная помощь. При этом США занимают лидирующую позицию именно по военной помощи – 44,4 млрд. Далее следуют Германия с 18 млрд, Британия – с 7 млрд, Норвегия и Дания (3,9 и 3,7 млрд соответственно), Польша (3,2 млрд), Нидерланды (2,6 млрд), Канада (1,8 млрд).

Военная помощь Киеву из структур ЕС составила всего 5,9 млрд. Зато Евросоюз лидирует по общим показателям оказанной помощи – 89,5 млрд против 73,2 у США.

Интересно, что Брюссель при этом рассматривает возможность выделения Киеву финансовой помощи в размере до 53 млрд долларов на период 2023-2027 годов. Впрочем, тут следует иметь в виду, что в эту помощь планируется включить замороженные российские активы для поддержки восстановления Украины (общая сумма активов ЦБ России, замороженных в странах ЕС и G7, составляет 300 млрд евро), однако Брюссель пока так и не решился взяться за них, поскольку это создаст крайне серьезный прецедент, ставящий под сомнение надежность Европы как финансового партнера.

Кроме того, за последнее время в политических раскладах внутри ЕС произошли определенные изменения. Если раньше резко против военной помощи Украине выступала одна Венгрия, то после возвращения к власти Роберта Фицо к ней присоединилась Словакия. Доля этих стран в процентном соотношении военных поставок на Украину, конечно, ничтожна, но они могут блокировать решения Брюсселя о поставках от имени ЕС. Кроме того, на недавних выборах в Нидерландах – ключевого донора Евросоюза – победила ультраправая Партия свободы, чей лидер Герт Вилдерс заявил о намерении остановить всю военную помощь Украине. Стать премьером ему, кончено, не дадут, но очевидно, что придется искать с ним компромисс, идти на уступки.

Таким образом, будущее заявленных Евросоюзом сумм, которые предполагается в обозримом будущем потратить на Украину, – под большим вопросом.

Под вопросом и сохранение помощи Украине со стороны США даже после окончания больших рождественских каникул. С января Америка вступает в полноценную предвыборную гонку, а значит, ей будет, мягко говоря, не до геополитики. К тому же уже сегодня очевидно, что выброшенные в «мусорное ведро» деньги (потраченные демократами на Украину) станут одной из главных «фишек» избирательной кампании республиканцев, кто бы ни стал их кандидатом (а им с высочайшей долей вероятности станет известный скептик в украинском вопросе Дональд Трамп).

На днях Politico сообщила, что Белый дом направил ответ на запрос республиканского конгрессмена Майка Гарсии, в котором попытался аргументировать необходимость помогать Украине, однако, по словам автора издания, скептики среди республиканцев, похоже, не нашли его убедительным.

По-другому и быть не могло. Перед республиканцами сейчас стоит задача объяснить американцам, почему те должны платить за ипотеку 8% вместо 2-3, почему инфляция растет стремительными темпами. Дело, конечно, не только в поддержке Украины (хотя и в ней тоже), но на неё очень удобно перевести все стрелки как на очевидный провал демократов. Тем более что провал – во всех смыслах, сегодня только умалишенный не признает, что «контрнаступ» провалился и деньги были, по сути, потрачены впустую.

На этом фоне республиканцы будут по возможности блокировать попытки администрации выделить новые средства Украине, да и Белый дом не очень заинтересован в больших тратах на незалежную, чтобы не подливать масла в огонь, не подыгрывать оппонентам.

Впрочем, надо понимать, что приход к власти республиканцев отнюдь не означает прекращения поддержки Украины. Все же США выгодна война как фактор, ослабляющий и Россию, и Европу, к тому же ВПК (главным покровителем которого является как раз Республиканская партия) неплохо на всем этом зарабатывает. Тем не менее объемы помощи могут сократиться. К тому же, если в Белый дом возвращается Трамп, то с большой долей вероятности он попытается переложить большее бремя расходов на Европу. О проблемах Европы я уже писал выше.

Впрочем, повторюсь: на Западе (и в ЕС, и в США) все больше и больше понимают, что достичь цели нанесения поражения России на поле боя не удалось (и уже никакие F-16 ситуацию не изменят), а значит, продолжение поддержки Украины превращается в банальный спуск денег в никуда. США и другим странам Запада пора распрощаться с «магической верой» в поражение России и перейти к стратегии долгосрочного сдерживания, пишет The Wall Street Journal, и это можно считать серьезным поражением «партии войны».

Заниматься благотворительностью на Западе не очень любят, тем более что часть помощи Украине оказывается не в виде грантов, а в виде кредитов, которые подразумевают возврат. Ежу понятно, что получить от Украины деньги будет просто невозможно, поэтому будут стараться взять «натурой»: активы, земля, ресурсы. Кроме того, в качестве средства «отбивки» рассматривается «послевоенное восстановление» по окончании конфликта. В любом случае для этого Западу нужно остановить дальнейшее продвижение армии РФ, не дать ей выйти к польской границе, что всерьез и надолго, если не навсегда закроет «лавочку».

В этих условиях любые разговоры о компромиссе и возможности переговоров без гарантии выполнения всех целей и задач СВО способствуют поражению России, ведь именно этого Запад и добивается – зафиксировать статус-кво: если не удалось отбить назад то, что уже перешло под контроль России, то не позволить перейти новым территориям.

И тут надо понимать, что именно Россия сейчас может и должна диктовать условия. Потому что мы выстояли в схватке со всем коллективным Западом. В уходящем году на «оборонку» в РФ было потрачено 6,4 трлн рублей, это примерно 72 млрд долларов – почти столько же, сколько потратили на Украину одни только США и намного меньше, чем весь коллективный Запад, вместе взятый. А это лучшая иллюстрация к тезису о том, что «экономическую» войну мы выигрываем. И в первую очередь из-за провала стратегии Запада на удушение экономики России санкциями. Оказалось, что санкции не работают в той мере, в которой должны были по задумке, оказалось, что в «изоляции» России особо никто даже на Западе участвовать не хочет.

Не сработала и стратегия на победу чисто количественной мощью западного ВПК, который внезапно оказался не готов к длительной войне, в то время как Россия смогла найти партнеров (несмотря на санкции), готовых помочь с самым широким спектром вещей от беспилотников до снарядов, что помогло ей снять с себя часть нагрузки на ведение боевых действий.

Можно не сомневаться, что теперь западники изменят тактику. При этом они не остановятся, ибо, повторю, им нужен перманентный конфликт. Вынужденной для них паузой мы можем и обязаны пользоваться, не давая им времени на передышку.

Как подчеркивал ранее Владимир Путин, сегодня против России «активно используются военный потенциал и возможности практически всех основных стран НАТО». Глава Минобороны Сергей Шойгу тоже отмечал, что Москва ведет бои не столько с украинскими военными, сколько с «коллективным Западом».

Согласно распространенной информации, в новый пакет американской военной помощи, о котором на днях сообщил министр обороны США Л. Остин, вошли: зенитные ракеты Stinger, одна пусковая установка РСЗО HIMARS и боеприпасы к ней, какие точно не сообщается, какое-то количество артиллерийских снарядов калибра 155 и 105 мм, противотанковые комплексы Javelin и AT-4, ракеты TOW, более 3 млн патронов к стрелковому оружию и снаряжение для холодной погоды. «Будет больше артиллерии – снарядов, которые нужны именно сейчас», – с оптимизмом заявил Зеленский.

Новое голосование за выделение Украине дополнительного финансирования может пройти ближе к концу декабря или в середине января. При этом не гарантируется, что Киев эти самые средства получит, все будет зависеть от позиции республиканцев, которые требуют от Байдена заняться мексиканской границей, а уже потом Украиной.

Директор Центра геополитических исследований Дмитрий Родионов

Источник: Ритм Евразии