Есть только один вариант, при котором Турция выйдет из НАТО – Дмитрий Родионов 

И этот вариант не понравится никому.

В парламенте Турции приступили к рассмотрению вопроса о членстве Швеции в НАТО.

Согласно процедуре, протокол о присоединении к Альянсу нового члена должен одобрить профильный комитет, затем вопрос перейдет на рассмотрение всего Великого национального собрания Турции. После этого документ должен подписать президент. Технически – вопрос нескольких дней.

И можно не сомневаться, что турецкий парламент одобрит вступление Швеции большинством голосов. Если поступит соответствующий запрос сверху.

Вступление Швеции (а ранее еще и Финляндии) В НАТО для турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана давно превратился в предмет торга с США, возможность реализовать свои «хотелки». Выжав эту тему по-максимуму, он, конечно же, даст свое согласие, даже несмотря на то, что сегодня сам активно настраивает общественность против, выставляя Швецию приютом для террористов и врагом Ислама. Менять решение на полностью противоположное – нормальная практика в восточной политике.

Впрочем, есть в Турции те, кто это видит, понимает и выступает против подобных «двойных стандартов». Так, например, Турецкая коммунистическая партия (TKP) назвала обсуждение протокола о членстве Швеции в НАТО постыдным. Турецкие коммунисты считают Североатлантический альянс «террористической организацией». «Мир должен немедленно избавиться от НАТО. Первый шаг к этому – выход нашей страны и других членов из НАТО», — призвали в партии.

ТАСС/Andre M. Chang/ZUMA Press Wire

Есть в Турции и другие партии, выступающие за выход из Альянса и вывод с территории страны американских баз. Например, партия «Родина», которая в прошлом году разработала концепцию выхода из НАТО. Но ни та, ни другая партия в парламенте не представлены, так что шансов на рассмотрение их инициатив – ноль.

Впрочем, критика левых, как и критика на государственном уровне, никак не означает того, что Анкара может покинуть НАТО. Эрдоган за последние дни какими только карами не грозил Израилю и коллективному Западу за действия в Палестине. На почти миллионном митинге в Стамбуле он даже стращал Запад «войной креста и полумесяца». В реальности же все понимают, что Турция не только не готова оказать Палестине военную помощь, но и не станет мешать операции, перекрыв идущую в Израиль через турецкую территорию нефть.

Ничего личного, просто бизнес.

Турция, будучи членом НАТО, является частью коллективного Запада. Строптивой и своенравной, но частью. Могут быть отдельные разногласия, но никак не фундаментальные. Не до такой степени, чтобы порвать с Западом.

Главной причиной, по которой Турция присоединилась к Альянсу, был страх перед СССР. Причем, весьма обоснованный. Во Второй мировой Турция, формально сохраняя нейтралитет, фактически поддерживала страны Оси, чем настроила против себя Советы.

19 марта 1945 года Москва заявила, что советско-турецкое соглашение о «Дружбе и нейтралитете» от 1925 года не соответствует новой международной политике и есть необходимость его серьезного улучшения. Сделать это предполагалось за счет реализации территориальных претензий СССР к Турции в пользу Армении и Грузии, потерявших часть своих территорий по итогам Московского и Карского договоров.

Немрут Багдасарян, Виктор Великжанин/ТАСС

Однако англичане и американцы всерьез испугались расширения СССР на юг. Еще больше испугались турки, которые обратились к Западу за помощью. Результатом стало вступление Турции в НАТО, а годом спустя Москва официально отказалась от претензий.

Сегодня СССР давно нет, первоначальной угрозы уже не существует. Но Турция тем не менее из НАТО не выходит. А зачем ей выходить? Ведь членство в Альянсе дает ей множество бонусов.

Во-первых, это «пятая статья». Инцидент со сбитым самолетом в 2015-м, правда, показал, что Альянс не собирается воевать с Россией из-за Турции, однако одно дело Россия, другое, к примеру Армения, которая по итогам Московского и Карского договоров потеряла большую часть своей территории – Иран.

Во-вторых, членство в НАТО – это серьезное повышение авторитета Турции в мире и в собственном регионе.

В-третьих, это доступ к современному западному оружию (конечно, американцы, этот доступ могут и перекрыть, как это было после покупки турками российских С-400, но это – особый случай).

В-четвертых, членство в НАТО – это возможность для Анкары шантажировать и торговаться с Западом. С не членом Альянса американцы торговаться бы не стали, а с Турцией – приходится. Ведь членство Турции не менее важно для США, чем для самих турок. Турция остается идеальным плацдармом для гипотетической войны с Россией и вполне реальных войн, которые США и их союзники вели последние годы на Ближнем Востоке.

Global Look Press/Xinhua

Турция использует свое членство в НАТО для торговли с США постоянно. Взять хотя бы базу «Инджирлик». Всякий раз, когда между двумя странами обостряются отношения, обязательно всплывает тема «Инджирлика».

Штаты с начала Холодной войны хранят на этой базе свои атомные бомбы – порядка 50 штук, что является крупнейшим хранилищем американского ядерного оружия за пределами США. Они в свое время там еще и ракеты малой и средней дальности установили, которые, правда, пришлось убрать в обмен на отвод наших ракет с Кубы.

Вопрос о том, чтобы перевезти оставшиеся бомбы в более безопасное (читай – более управляемое) место поднимается в США регулярно, однако было бы странно, чтобы Вашингтон добровольно вдруг отказался убрать свои «ядерные шипы» из «подбрюшья» России. Так что угрозы забрать бомбы являются лишь элементом шантажа Вашингтона в ответ на шантаж Анкары закрыть базу.

Несколько лет назад Вашингтон и вовсе пригрозил перевести бомбы в Грецию. Однако все прекрасно понимают, что это не более, чем игра. Существование базы в Турции с американским ядерным оружием выгодно обеим сторонам, и ни одна из них не пойдет сама на изменение этого статуса-кво, какие бы взаимные обвинения и угрозы ни звучали.

Это, кстати, нужно всегда учитывать России, строя отношения с турками. Какими бы ни были их разногласия с американцами, Турция останется членом НАТО и не будет перечить Альянсу в принципиальных вопросах.

ТАСС/Bernd von Jutrczenka/dpa

Однако есть нюанс: повышая ставки до небес, в один прекрасный момент можно перейти «красную черту». Эрдоган – талантливый политик и дипломат, искусный торговец. Однако, продавая Западу свою лояльность, он неизбежно рискует настроить против себя общество. И это общество, как показали последние выборы, жестко поляризовано и расколото. С одной стороны приверженцы Запада, светского государства, с другой – исламисты, которых Эрдоган фактически легализовал в турецкой политике.

Многие эксперты и вовсе считают партию Эрдогана филиалом «Братьев-мусульман»*. Последние, конечно, враги НАТО, но и нам, и всему прогрессивному человечеству – отнюдь не друзья. И эта исламская «улица», однажды может спросить свою власть за НАТО, за торги с Западом и т.д.

Сам Эрдоган добровольно из НАТО, конечно, не выйдет (разве что блок коллективно вторгнется в Палестину и начнет принуждать Турцию к участию – впрочем, уверен, Султан и тогда отвертится). Однако его заигрывания с исламистами могут дать неожиданный и неприятный для него самого результат, вплоть до гражданской войны между прозападными либералами и антизападными религиозными радикалами.

* Запрещенные в России организации.

Директор Центра геополитических исследований Дмитрий Родионов 

Источник: ren.tv