Израиль или Палестина: надо ли России делать на кого-то ставку?

Второй месяц центральной темой мировой повестки является очередная палестино-израильская война, начавшаяся с вылазки боевиков ХАМАС на подконтрольную Израилю территорию 7 октября с массовыми убийствами и захватом заложников. И если изначально мир поражался жестокости палестинских боевиков, то ответ Тель-Авива оказался многократно страшнее: на данный момент погибло уже 12 тысяч палестинцев, в основном женщины и дети, сектор Газа планомерно стирается ЦАХАЛ с лица земли, нарушены все мыслимые и немыслимые законы войны. В свое оправдание Израиль продолжает ссылаться на беспрецедентную жестокость боевиков ХАМАС и свое право на защиту.

Безусловно, оценки происходящего могут быть разными, и мир предсказуемо разделился: коллективный Запад безоговорочно поддержал Тель-Авив, а исламский мир и шире – страны Глобального Юга в основном – Палестину. Однако по мере роста эскалации и все новых смертей мирных жителей растут пропалестинские протесты в Европе и даже США, причем на них выходят уже далеко не только мигранты-мусульмане и левые активисты, традиционно выступающие против политики Израиля, растут антисемитские настроения. Таким образом, конфликт в Газе может серьезно повлиять на внутриполитический ландшафт государств, находящихся далеко за пределами региона.

Кроме того, многие эксперты считают, что нынешний конфликт в Палестине может стать причиной если не третьей мировой, то серьезной региональной войны. В Средиземном море уже находятся три американские авианосные группы и несколько тысяч морпехов, помимо них, по некоторым данным, в регионе уже присутствуют военные Британии, Германии, Франции.

США и Израиль недвусмысленно угрожают «Хезболле» и Ирану в случае их вмешательства в конфликт. Те отвечают аналогичными угрозами. При этом война ЦАХАЛ с «Хезболлой» уже идет де-факто, как и наземная операция в Газе. По некоторым данным, американцы участвуют в конфликте как минимум в роли инструкторов. Ну и вовлеченность Тегерана, учитывая его влияние на ХАМАС, а также фактическое участие в войне его «прокси» – «Хезболлы» и йеменских хуситов – тоже трудно отрицать. И надо учесть, что стороны ходят буквально по лезвию бритвы, в любой момент они могут оказаться втянутыми в конфликт уже напрямую.

Ближневосточные конфликты (арабо-израильские войны, войны в Ираке и Сирии) не просто так называют мини-мировыми войнами – в них опосредованно участвует большое количество игроков, причем не только региональных. А имеют в регионе свои интересы, которые пытаются реализовывать без прямого или посредственного вмешательства, куда большее число стран.

А что Россия? Казалось бы, нас это напрямую не касается, к тому же наша страна традиционно имеет хорошие, взвешенные отношения со всеми сторонами конфликта и не хотелось бы их портить поддержкой одной из них в противовес другой. Однако бывают ситуации, когда отстраниться и наблюдать издалека, чем все это кончится, не получается, тем более что у нас в регионе есть собственные интересы, пренебрегать которыми мы просто не можем даже ради сохранения иллюзии нейтральности.

Насколько вообще возможна нейтральность на фоне повышения градуса ожесточения не только в регионе конфликта, но и по всему миру? Тем более что события в Дагестане показали, что некоторые силы заинтересованы в использовании темы палестино-израильского конфликта для раскачивания ситуации в самой России, и демонстративное молчание и бездействие властей РФ может быть неправильно истолковано.

Вернемся немного в историю. Как известно, с самого начала ближневосточного конфликта наша страна не стояла в стороне. Что говорить: даже Израиль возник на карте во многом благодаря СССР.

Тогда, вскоре после войны, Иосиф Сталин активно вынашивал идею создания еврейского государства. С одной стороны, в Москве верили, что смогут создать на Ближнем Востоке свой форпост, социалистическое государство в лице Израиля. С другой – понимая неизбежность его создания, Сталин заранее хотел создать плацдарм для влияния на мировое еврейство, склонное к сотрудничеству с Западом. Кроме того, он мог рассчитывать на создание военного плацдарма в восточном Средиземноморье с перспективой перекрытия Суэцкого канала, что лишило бы Европу нефти. Наконец, Москва была небезосновательно обижена на арабов за то, что те поддерживали Гитлера в годы Второй мировой.

Таким образом, СССР первым выступил с твердой инициативой создания государства Израиль, в то время как американцы не могли определиться по поводу целесообразности этого шага, а англичане и вовсе предпочитали дружить с арабами.

А когда в 1948 г. началась война за независимость Израиля, СССР был единственной страной, которая помогла Тель-Авиву оружием (что стало решающим фактором для выживания только что провозглашенного государства). Правда, уже вскоре Израиль резко переориентировался на США (главным образом из-за предоставления теми финансовой помощи), а в СССР началась кампания по борьбе с мировым сионизмом, которая не закончилась со смертью Сталина, прекращением «дел врачей» и прочих дел, а также временного восстановления дипотношений. Эта борьба стала одним из столпов советской внешней политики на Ближнем Востоке на долгие годы, которая сводилась к поддержке арабского мира и осуждению сионистской оккупации Палестины.

Израиль и СССР взаимно вернули послов только к концу 1991 года, и надо отметить, что отношения между Москвой и Тель-Авивом все последние годы оставались весьма теплыми и конструктивными. Во многом это было достигнуто благодаря личным контактам многолетнего премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху с президентом России Владимиром Путиным.

Впрочем, эти отношения не были безоблачными. В 2014 году делегация Израиля проигнорировала голосование в ГА ООН по первой «крымской» антироссийской резолюции. Тогда посол России в Израиле Александр Шеин в интервью газете Jerusalem Post похвалил Израиль за нейтралитет в этом вопросе и выразил надежду на то, что такой шаг «отражает тот факт, что Израиль заботится о будущем своих отношений с Россией». Однако уже через два года Тель-Авив проголосовал за резолюцию, признающую «русскую оккупацию» в Крыму и «осуждающую ситуацию с правами человека на полуострове, аннексированном у Украины».

Впрочем, это произошло в ответ на поддержку Москвой резолюции Исполкома UNESCO, которая отрицала связь еврейского народа с Храмовой горой и резко осуждала Израиль за нарушение прав мусульман в Иерусалиме. Еще раньше произошел инцидент с уничтожением российского Ил-20, сбитого сирийскими зенитчиками из-за провокации израильских летчиков.

По Сирии все же нужно отметить, что, несмотря на разногласия и периодически возникавшие ситуации, которые вполне могли бы быть использованы в качестве casus belli, Москве и Тель-Авиву удавалось избежать открытой конфронтации: Россия фактически закрывала глаза на израильские бомбардировки, а Израиль сохранял нейтралитет по всем вопросам, связанным с Россией, несмотря на давление США, не вводил санкций, не помогал Украине.

Последнее, кстати, стало крайне важно с началом СВО на Украине, когда страны коллективного Запада бросились накачивать Киев оружием, Израиль этого не делал. Несмотря на многочисленные обращения и даже обвинения с украинской стороны в подыгрывании России. Очевидно, тут главную роль сыграло то, что Москва пошла на аналогичный шаг, отказавшись по просьбам Тель-Авива выполнить контракт на поставки Сирии С-300 в 2010 году.

Чего здесь больше: холодного расчета или искренне доверительных отношений лидеров – отдельный вопрос. Но это работало. Правда, наши отношения едва не дали осечку прошлым летом, когда разгорелся скандал вокруг возможного закрытия в Москве еврейского неправительственного агентства «Сохнут», занимавшегося репатриацией в Израиль и являвшегося для этой страны «болевой точкой». Официальной причиной стало обвинение агентства в том, что оно способствует «утечке мозгов» из России. Но «обнаружили» этот факт так внезапно, что было ясно, что он – только предлог.

Реальной причиной было то, что после выборов 2021 года оппозиция смогла сформировать коалицию, отстранив привычного и понятного России Нетаньяху от власти. И если при первом коалиционном премьере Нафтали Беннете отношения были еще терпимы, то летом, после вступления в должность главы правительства Яира Лапида, они резко испортились. Лапид до этого занимал должность главы МИД и являлся ярым критиком России и СВО, такой человек никак не мог быть партнером для нашей страны.

В ответ на ситуацию с «Сохнутом» Лапид пригрозил, что закрытие агентства в Москве повлияет на отношения между Израилем и Россией. Стало ясно, что речь может пойти и о резком развороте Тель-Авива в украинском вопросе.

Еще раньше главный украинский раввин Моше Реувен Асман подтвердил, что в ВСУ присутствуют наёмники из Израиля. Тогда же израильская пресса писала, что власти обсуждают расширение поставок Украине оборонительного вооружения и что Лапид поручил МИД подготовить ряд политических мер против России, которые будут реализованы в случае ликвидации «Сохнута» в Москве. В том числе касающихся изменения нейтрального статуса в украинском вопросе.

Осенью прошлого года Киев направил Израилю официальный запрос на приобретение систем противовоздушной и противоракетной обороны, и это были небезосновательные расчеты: в израильском правительстве велись серьезные дебаты по этому поводу, в частности министр по делам диаспоры Нахман Шай выступал – вслед за НАТО – за вооружение Киева летальным оружием. Неизвестно, чем бы кончился этот раскол, если бы не новые выборы и возвращение к власти Нетаньяху, при котором разногласия с Россией снова были забыты.

Так что делать в нынешней ситуации?

С одной стороны, в случае каких-то резких антиизраильских шагов Москвы Тель-Авив может ответить поддержкой Киева. Судя по его действиям в Газе, он решил поднять ставки до максимального предела, пойдя, если надо, против всего мира, и можно не сомневаться, не задумываясь, пожертвует дружбой с Россией. Если это будет необходимо. С другой стороны, Тель-Авив понимает, что в этом случае у Дамаска и Ирана могут появиться С-300, С-400 или чего посерьезнее. Этот баланс сохраняется много лет, но может разрушиться от любого неосторожного движения. К тому же наши вооруженные силы периодически находятся в шаге от войны в Сирии, а этот шаг при желании можно сделать очень легко.

Второй «красной чертой» для России является гипотетическая война Ирана и Израиля, которая, даже если не станет ядерной, как уверяют некоторые скептики, неизбежно затронет нас не только косвенно, но и прямо – в той же Сирии.

С другой стороны, оставаться в стороне Россия не может. Более того, президент России достаточно четко выразил позицию Москвы: необходимо выполнение решения ООН о создании двух государств, а это неприемлемо для Израиля и может стать также неприемлемым для арабских стран по завершении конфликта, если он вообще завершится, не превратившись в региональный. Дальнейшая эскалация грозит возвращением соседей к политике непризнания права Израиля на существование.

Однако в ситуации есть и «плюс» для России – пространство для миротворчества, которым сегодня хотели бы заняться многие, но, будучи скованными ориентацией на одну из сторон конфликта, не могут выступать в этой роли.

При этом не стоит забывать, что Израиль с первых дней существования был и остается частью коллективного Запада. Тем не менее одной из немногих его частей, обладающей субъектностью и политической волей перечить гегемону, который стремительно теряет свое влияние и погружается в пучину предвыборной кампании, а значит, будет в определенной степени отвлечен от мировой повестки. Этим Москве тоже можно и нужно пользоваться.

Директор Центра геополитических исследований Дмитрий Родионов 

Источник: «Ритм Евразии»